28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Владимир Чекановский. Прерванный полёт дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф

02 сентября 2017

Автор:

Олег Обросов

 

В одном из предыдущих номеров нашей газеты мы писали о том, что Коношу в очередной раз посетили родственники военного лётчика Владимира Чекановского, входившего в состав экипажа дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф, который в 1942 году, во время перелёта из Саранска на Кольский полуостров, потерпел авиакатастрофу в небе над Коношей. Чекановские побывали на воинском захоронении в Коношеозерье, где в торжественной обстановке состоялось открытие памятных плит экипажу разбившегося самолёта.

 

Владимир Чекановский.

В районном краеведческом музее развёрнута экспозиция, посвящённая бомбардировщику и его экипажу. Выставка не теряет свою притягательность с годами, наоборот — интерес к представленным на ней артефактам только усиливается. И всё это благодаря огромной и кропотливой поисковой и исследовательской работе, проделанной энтузиастом Игорем Пахомовым и его помощниками, по сути вернувшим из небытия часть нашей истории и часть судьбы человека, которая долгие десятилетия была сокрыта в глуби болот, под пеленой забвения.

Все находки поисковики фотографировали и передавали в дар краеведческому музею, поскольку справедливо считают, что история должна принадлежать народу, а не «пылиться» в частных коллекциях.

На воинском захоронении в Коношеозерье, обособленно от братских могил, над земляным холмиком возвышался деревянный памятник с пятиконечной звездой. Судя по надписи, здесь нашёл упокоение воин по фамилии Чикановский. Именно такое, неправильное написание фамилии, длительное время не приносило положительных результатов в поиске, который начал проводить Игорь Пахомов, задавшись благородной целью установить (или восстановить) судьбы погребённых в коношской земле солдат Великой Отечественной войны.

 

Фрагмент автобиографии.

О том, что в 1942 году в небе над Коношей потерпел авиакатастрофу военный самолёт, было известно давно, как и то, что Чикановский являлся членом экипажа этого самолёта. Судя по разрозненным и зачастую противоречивым воспоминаниям, после падения самолёта предпринимались меры по извлечению останков членов погибшего экипажа, части возможного груза, каких-то деталей фюзеляжа. Мероприятия проводились под завесой секретности. До сих пор остаётся загадкой причина крушения бомбардировщика. Вместе с тем, как выяснится уже в наше время, родные лейтенанта Чекановского получили извещение о том, что их сын погиб при выполнении служебного задания, но в графе «похоронен» («место погребения») стоял прочерк.

Хранитель музейного фонда Коношеозерской школы Мария Дмитриевна Петрова подсказала Игорю, что житель посёлка на 9-м километре Виктор Грахов знает предполагаемое место, где произошла авиакатастрофа, поскольку там находились его сенокосные угодья.

Как вспоминает поисковик, непосредственно на точку падения самолёта они с Виктором Носовым вышли не сразу, словно какая-то неведомая сила отводила экспедицию в сторону, заставляя кружить возле…

 

Родители Владимира.

Параллельно с полевыми изысканиями, Игорь составлял запросы и проводил поиск на соответствующих интернет-ресурсах, но всё было тщетно до тех пор, пока он не догадался изменить букву в фамилии Чикановский. Как только он набрал на клавиатуре компьютера — Чекановский, -история стала постепенно раскрывать свои тайны. Раз за разом приносили плоды и раскопки, проводимые на месте падения бомбардировщика. По различным деталям удалось установить тип самолёта.

Были обнаружены останки членов экипажа и фрагменты денежного и вещевого аттестатов, с частично сохранившимися записями. Удалось выяснить, что они принадлежали младшему воентехнику Геннадию Афанасьевичу Вертячих. Со временем, благодаря ответам на запросы, Игорь уже обладал информацией о маршруте полёта бомбардировщика и имел на руках общий список членов экипажей, участвовавших в этих перелётах.

 

Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф.

Помощью сообщества поисковиков удалось связаться с родственниками пилота Владимира Чекановского, проживающими в Москве. Уже находясь в Коноше, во время встречи в конференц-зале редакции, они рассказали, что неоднократно предпринимали попытки разыскать место захоронения дяди, но на все запросы получали неутешительные ответы — «Место захоронения — неизвестно».

Коношский следопыт Игорь Пахомов, а также Леонид Лебедев, Галина Михеева, учащиеся Коношской, Коношеозерской и Подюжской средних школ, на протяжении четырёх лет провели немало полевых выходов, занимаясь раскопками на месте падения самолёта. С каждым годом коллекция артефактов увеличивалась, но работы осложнялись тем, что болотистая местность постоянно затягивала шахты и с каждым выходом приходилось всё начинать заново. Однако упорство энтузиастов было вознаграждено с лихвой, когда в один из дней удалось извлечь на поверхность чемодан с личными вещами Владимира Чекановского. При осмотре находки были обнаружены письма, служебные документы (справки, медкнижка и др.) и среди них — автобиография пилота. Судя по переписке, Владимир собирался создать семью. Накануне выполнения служебного задания он получил письмо от своей избранницы. Остаётся загадкой -успел ли он ответить на него, прежде чем отправился в свой последний полёт…

По фрагментам документов выяснилось, что в 30-х годах Владимир работал инструктором в аэроклубах.

Племянник Владимира Дмитриевича Чекановского — Дмитрий Наумович (сын сестры пилота — Зои Дмитриевны) рассказал при встрече в редакции, что в семье бережно хранят память о дяде, оставшуюся в виде довоенных фотографий, документов и старинной серебряной ладанки.

Дмитрий Наумович поведал, мама не раз вспоминала, что когда брат уходил на войну он заходил попрощаться. Уже у дверей погладил по голове племянника, сказав ребёнку: «Ну, Димка, ещё увидимся…». Да, можно сказать, что они увиделись, спустя 75 лет, когда уже седовласый племянник стоял, склонив голову, у могилы дяди, навеки оставшегося 26-летним.

Сам Дмитрий Наумович начал свою трудовую биографию в семнадцать лет на киностудии «Мосфильм», где участвовал в сооружении декораций. Затем работал радиомехаником в НИИ, учился в университете. Сорок лет проработал в Министерстве внешней торговли, неоднократно выезжал в зарубежные командировки. Является Почётным донором. На заслуженный отдых вышел в 2000 году.

История с поиском самолёта сроднила москвичей Чекановских и коношан Пахомовых. «Мы теперь, как одна семья», -говорит Eлена Пахомова, супруга Игоря.

Раскропки на месте крушения дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф продолжаются, значит, — нас ждут новые открытия