28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Человек-легенда из Хмельников

26 апреля 2018

Автор:

Ольга Ладохина, кандидат филологических наук, доцент МГУ

 

В юности о людях-легендах слышишь, читаешь, и только со временем понимаешь, что надо пристально приглядеться, прислушаться, и рядом увидишь тех, кто сохраняет нерукотворную красоту, преображая её, восстанавливая то, что предки строили на века.

 

Валентину Ивановичу вручено свидетельство участника региональной общественной награды «Достояние Севера».
Автор фото: Фото из архива редакции.

Учась в аспирантуре в Архангельске, несколько лет проезжала Коношу, выскакивала на станции и читала на памятной доске, которую коношане повесили с любовью на здании станции: «Здесь в ссылке был И.А. Бродский…». Хотелось остаться, затеряться и окунуться в этот неведомый мир, где сберегли поэта, сердцем чувствовали, что он не враг. Предположить не могла, что пройдут годы, я выйду на станции Коноша, привезу с собой своих учеников и студентов, и с высоты железнодорожного моста откроется такая же панорама посёлка городского типа Коноши, как и для любимого поэта. Слушали мы рассказы Надежды Ильиничны Гневашевой, замечательного хранителя истории родного края, талантливого экскурсовода, прекрасного человека и понимали, что погружаемся во что-то большее, чем задуманное в Москве расследование истории ссылки И. Бродского.

Ненадолго остановились в доме Таисии Пестеревой в Норинской, прошлись по единственной улице-ленте с четырнадцатью домами и отправились в завораживающие своим названием Хмельники по серпантину дороги, которая справа и слева была сказочно красива: лес размахивал снежными шапками на деревьях, домики помахивали дымом их труб размеренно, как строчки в дольнике поэта:

И от снега до боли

Дни бескрайней, чем поле

Без межи. И уже

Ни к высокому слогу,

Ни к пространству, ни к Богу

Не прибиться душе.

Мы смотрим и молчим, в этой тишине всё воспринимается иначе: каждый настраивается на свою волну, от переживаний слёзы подступают к горлу, когда понимаешь, какая природная сказка сиротливо ждёт своего хозяина, и вдруг пред глазами вырастает храм.

От неожиданности вскакиваем, а Спасо-Преображенская церковь, как живая, солнечными зайчиками окошек перемигивается с нами, купола, как свечи, пронзают небо, их голубизна сливается с небосводом. Eщё не придя в себя, попадаем в руки Алевтины Eвгеньевны Пестеревой, ангела-хранителя этого чуда, она обнимает всех, проводит за ограду храма. Слушаем легендарную историю о местном жителе Валентине Ивановиче Старцеве, который из руин с помощью добрых и неравнодушных людей вдыхал жизнь в обитель.

В храме топилась печь, трещали свечи, лики святых преданно и пристально смотрели на нас, а мы, очарованные и зачарованные, слушали историю о человеке, который с Божьей помощью постепенно сделал храм точкой притяжения не только папинцев, но и коношан, вельчан, архангелогородцев, питерцев, москвичей.

Eдут люди поклониться, помолиться и подумать о Вечном. Закрытый больше чем на полвека храм почти восстановлен. Валентин Иванович, живя в Москве, душой всё время здесь, в Хмельниках, намоленное место должно остаться, ослеплять своей красотой. Благословенны те мастера, которые перебросили деревянные подвесные мосты с одного берега на другой, чтобы можно было под переливы колокольного звона идти к храму, который виден со всех точек. Он — свеча, которую снова «зажёг» Валентин Иванович, а поддерживают пламя свечи все неравнодушные жители деревни, одни поют в хоре по праздникам, другие открывают двери храма гостям, а вот Алевтина Eвгеньевна рассказывает о восстановлении храма, о Валентине Ивановиче Старцеве так, что душа наполняется верой и благодатью.

 

Спасо-Преображенский храм в Хмельниках.
Автор фото: Фото из архива редакции.

После посещения храма идём в библиотеку и слушаем историю о приобретённой в начале ХХ века в городе Архангельске открытке с видом на храм, получается, что в прошлой жизни храм был предметом гордости страны. Белоснежное кружево здания с персиковым отливом знали европейцы, любовались его парением над лесами и извилистой рекой, напоминающей излучину реки Иордан.

Когда первый раз попала в Хмельники, не поверила, что один человек может развернуть такую деятельность, и, как только приехала в Москву, сразу же позвонила Валентину Ивановичу, попросила найти возможность встретиться с моими учениками. Мягкий голос, никакой командной нотки и невероятная доброжелательность в голосе — вот первое впечатление от нашего телефонного разговора. А потом на Цветном бульваре в тихом кафе мы встретились, хозяева кафе, поражённые целью свидания с человеком, который восстанавливает храм на Севере, в отдельном зале накрыли стол к чаю и слушали с нами историю о его любимой деревне, о храме, который совсем скоро будет украшен новыми росписями. В момент рассказа Валентин Иванович преображался, оживал, и мы понимали, что перед нами человек-легенда, но он скромно о себе не говорил, а старался успеть рассказать о всех, кто помогает ему оживлять чудо Севера — Спасо-Преображенскую церковь.

Верю этому человеку, как себе, поэтому каждый свой приезд прошу найти возможность показать Хмельники моим студентам. В этот раз Алевтина Eвгеньевна подняла нас на колокольню (разливался малиновый звон, которым встречают гостей), рассказала, как Валентин Иванович чудесным образом сумел найти тех, кто расписал иконостас, интерьеры летнего прихода, а потом мы в библиотеке своими руками делали на память подушечки для сна с хмелем, который брали в корзинке, и ставили печать: «Хмельники. Да на великое-то на здоровьице», лица у студентов одухотворённые, а я смотрю в окно и вижу храм-свечу, я теперь всегда его чувствую рядом, спасибо Вам, дорогой Валентин Иванович.