28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

А воспоминания не оставляют…

31 декабря 2018

Учитель истории Коношской основной школы (пос. Мирный) Галина Михайловна Харахоркина получила письмо из Украины, которое написал ей дальний родственник. Несмотря на личный характер послания, она решила поделиться им с нашими читателями:

 

Семён Запорожченко в разные годы жизни.

«Здравствуй, Галина Михайловна! А если жив твой отец, то здравия желаю прежде всего ему. Я, Запорожченко Семён Семёнович, двоюродный брат Василия — мужа твоей, Галя, тёти Шуры. Жил я, как и твой отец, на лесопункте 11 км. Наша семья уехала оттуда на Украину весной 1949 года. Правда, осел я там в 1964 году, а до того меня носило по всему СССР — был военным. Но Север, вернее, Волошку 11 км никак не могу забыть. Хорошо помню Мишу Харахоркина — быстрого, энергичного, шустрого пацана. Я был старше его лет на 8-10 (теперь мне 88 лет), потому в общие игры не играли. Моими ровесниками были Коля Лебедев (играл на гармошке) и Вася Лобанов — мой друг, о судьбе которого, к сожалению, ничего не известно. Знаю только, что уехал в поисках лучшей доли в Челябинск. Хорошо помню Галкиных, Перминовых, Прыщик, Сундуковых, Шишмаковых, Степановых, Бландовых.

 

Автор письма в кругу семьи.

В августе 1965 года мы с сёстрами Любовью (1934 пр.) и Ольгой (1939 пр.) побывали в местах, где прошло наше детство — Кварзанге (жили с 1938 по 1943 г.) и на 11 км. Ночевали у сестёр Стрельниковых, спали на сеновале — так нам захотелось. Посетили любимые грибные места, повидать удалось только маму Лебедевых с дочкой. Потом, лет через 20, собирались снова поехать, но не сложилось. Люба умерла, а наши с Олей годы уже не те, да и обстановка в державах не та. А воспоминания не оставляют. Так хочется знать, как выглядит лесопункт и 11 км железной дороги, по которой мы так много ходили. Живёт ли там кто? А кто ещё, кроме Харахоркиных, перебрался на 16 км? Что такое посёлок Мирный? Позвонил Нине в Днепр (иногда мы с ней перезваниваемся), но она мало, что знает и дала только ваш почтовый индекс. Здоров ли, жив ли дядя Миша. Eсли ты жив-здоров, то я очень рад и буду ждать твоего письма. Eсли же, к сожалению, нет, то, Галя, напиши мне ответ. Как в первую очередь изменились места нашего детства, кто из наших общих знакомых здравствует, какая у вас семья, чем занимаетесь?». А теперь о том, почему личное письмо стало достоянием общественности. 30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Автор письма, Семён Семёнович, так же, как и многие другие спецпереселенцы, был насильно оторван от своей родины и вынужден с семьёй жить и работать в трудпосёлках, которых было немало на Севере. Казалось бы, этот человек должен озлобиться на власть, на места, в которых пришлось жить не по своей воле. События новейшей истории, сложные отношения между нашими странами, бывшими когда-то одной державой, могли и «подлить масла в огонь». Однако, ничуть не бывало. Сколько тепла в письме этого пожилого человека, сколько нежности и жадного интереса к тем местам, где прошли его детство и юность.