Ретропоезд в гости к нам | Коношский курьерКоношский курьер
X

23 августа 2019  года

№ 66 (11603)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета
Зарегистрироваться через:

Ретропоезд в гости к нам
 28
№ 63 (11600)
Автор:
Алёна Примак

8 августа на станцию Коноша-1 прибыл ретропоезд 5406-й, который провёл отреставрированный паровоз П-36, выпущенный 64 года назад.

Алёна Примак

Прибытие поезда.
Автор фото: Алёна Примак

Спецпоезд на паровозной тяге за два дня посетил шесть станций Северной железной дороги в нашем регионе, в их числе: Няндома, Плесецк, Обозерская, Малошуйка.

На станцию Коноша-1 жители и гости посёлка спешили, нет, не на поезд, а наоборот - встречать его. Более сотни человек ожидали на перроне, люди поднимались, чуть подбегая, по железнодорожному мосту, дабы не пропустить "событие недели".

Дежурная вокзала Коноши по микрофону объявила о прибытии ретропоезда. Встречающие услышали гудки. Вдалеке, в облаках дыма, на горизонте, под стук колёс, со стороны южного железнодорожного переезда, появился паровоз. Из его дымовой коробки столбом валил чёрный дым. Несмотря на дневное время суток, на паровозе горел прожектор. Надо отдать должное машинисту, который аккуратно вёл вверенный ему транспорт, не забывая о звуковых сигналах, к которым прислушивались собравшиеся, сохраняя непривычную для столь людного места тишину. Заправляемый углём, шумно "дышащий" 5406-й остановился напротив вокзала.

Папы и мамы с детьми, дедушки и бабушки с внуками, молодые пары, люди разных поколений пришли воочию увидеть его. Железнодорожники, учителя, воспитатели детсадов, студенты, школьники, сотрудники местного краеведческого музея, организаторы экспозиции "Железная дорога - узел жизни Коношского района" с интересом наблюдали прибытие редкого гостя. Момент остановки состава многие спешили запечатлеть на фото и видео, доставая из карманов и сумок свои гаджеты и фотоаппараты.

Концерт на перроне

Символично, что вокалист Игорь Исаков открыл творческую программу песней со словами:

Алёна Примак

Концерт на перроне у вокзала станции Коноша-1.
Автор фото: Алёна Примак

Среди всех дорог я выбираю тебя - северная, железная.

Это обусловлено тем, что станции следования ретропоезда относятся к одному из 16 филиалов дорог ОАО "РЖД" - Северной, которой 15 мая этого года исполнилось 66 лет.

Между концертными номерами творческих коллективов ярославского Дома культуры железнодорожников ведущая рассказала, что первый русский паровоз в 1833 году создали отец и сын Черепановы на Выйском заводе, а спустя год при испытании обнаружились технические сложности, которые они успешно ликвидировали. Мало кто знает, что ретропоезд на перроне встречал осмотрщик-ремонтник пункта опробования тормозов Коноша-1 Сергей Черепанов, и, быть может, его имя когда-нибудь войдёт в историю Северной железной дороги.

На концерте, отвечая на вопросы викторины, зрители получали сувениры - блокноты и календари с символикой РЖД. Танцевальные номера разбавили ретро-песни под современную аранжировку. А машинист ретропоезда разрешил желающим посетить своё рабочее место и сфотографироваться. Особый ажиотаж такая возможность вызвала у мам и детей, которые махали папам из окна паровоза.

- Там очень высоко, - поделился с нами семилетний Никита, - папа кажется маленьким. Вырасту, тоже буду железнодорожником, как он.

Музей в вагоне

Уникальные экспонаты находились в вагоне, в конце состава.

Как только открылись двери тамбура, экскурсовод в течение часа принимал посетителей и знакомил с экспозицией.

Толпы людей без перерыва торопливо заходили в вагон, а покидать его не хотели. Однако понимая, что нужно дать возможность и другим посмотреть, выходили. Со стороны это выглядело так, будто поезд стоит в большом городе и его стоянка ограничена. Действительно, поезд стоял всего час, а этого времени недостаточно, чтобы внимательно изучить все экспонаты и познакомиться с историей развития РЖД.

Алёна Примак

Всей семьёй - в музей.
Автор фото: Алёна Примак

Посетители увидели, так скажем, эволюцию развития паровоза: от серии "Ъ" (читается как "ер") до "Э". Познакомились с названиями, этапами усовершенствования, характеристиками.

Паровоз серии "Ъ" сконструирован в Ростовских мастерских в 1897 году. Предназначался для эксплуатации на Владикавказской железной дороге. Особое любопытство вызвал у ветеранов и действующих железнодорожников паровоз "ФД", названный в честь Феликса Дзерджинского, российского революционера, - самый мощный в СССР и Eвропе серийный грузовой паровоз 1931-1942 гг. Чуть позже, в период с 1934 по 1951 год, считался более совершенствованным типом грузовых паровозов на бегунковой тележке - "СО" (Серго Орджоникидзе, политдеятель Советских времён). В те времена инженеры-изобретатели старались поднять скорость товарных поездов до 70 км/ч, поэтому создавались новые образцы. Другой паровоз серии "Эу" выпускался с 1926 по 1931 год.

На выставке были представлены форма одежды железнодорожников, инструменты, с помощью которых они трудились, наглядные пособия, скан-копии фотографий, например, выпускников Горьковской железной дороги - помощников машинистов при депо ст. Котлас Горьковской железной дороги, (фото датировано 1940 годом). Впечатлили фотографии не только тех, кто управлял железнодорожным транспортом, но и тех, кто чинил его, ремонтировал пути и обеспечивал безаварийную работу. Интересны копии листовок, которые писали от руки красками, а не печатали на цветных принтерах. Обратили внимание на лозунги того времени: "Я готов к работе в зимних условиях. Готов ли ты?", "Сон на работе на руку врагам рабочего класса", "Падение трудовой дисциплины разрушает транспорт".

Маленькая посетительница музея Варя Григорьева вместе с папой также пришла познакомиться с экспонатами. Eй понравилась пишущая машинка, с помощью которой печатали срочные телеграммы и все необходимые документы.

В музее встретили Владислава Баранова, студента третьего курса железнодорожного техникума. Eго учебное заведение даёт ему после получения диплома возможность выбора профессии: быть техником, помощником машиниста или слесарем по ремонту подвижного состава. Он пошёл по стопам отца Владимира Викторовича, работающего в ПМС-65 в должности бригадира. Влад держал младшего брата Даню за руку и спокойным ровным голосом читал информацию на стендах. Несмотря на свой пятилетний возраст, Даня с интересом слушал рассказы Влада, так как невооружённым взглядом видно, что старший брат для него - непререкаемый авторитет.

Во время мероприятия мы встретили героев наших публикаций. На перроне - Eлену Некрасову, дежурную по вокзалу Коноша-1, фотография и заметка о которой накануне Дня железнодорожника набрали 116 лайков (симпатий) в Интернет-группе "Коношский курьер" и тёплые отзывы от благодарных пассажиров.

В вагоне-музее мы случайно столкнулись с Павлом Костюкевичем, героем июльской заметки о "Кате" и "Маше", за которого переживали читатели и долго не могли понять, что это названия сортов тепличных ягод, а не просто имена. Он вместе с супругой, вернувшейся с поездки, в приподнятом настроении сопровождал своего третьего внука Ивана, которому так понравились экспонаты, что, возможно, в будущем он тоже станет железнодорожником.

Ровно в 11 часов 5 минут творческая бригада и работники состава под гудок паровоза скрылись в ретро-поезде, покинув перрон до следующего года.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: