28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

От семафоров до микропроцессоров

07 октября 2018

Автор:

Татьяна Татьяничева

 

В настоящее время трудно даже представить работу железной дороги без службы СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка). В сферу интересов Коношского структурного подразделения входят регулирование и обеспечение безопасности движения поездов (другими словами, для предотвращения столкновений, сходов с рельсов и других аварий) на участке Коноша-Ерцево.

Численность персонала невелика — шесть электромехаников и три электромонтёра. Наличие средне-специального и железнодорожного образования — обязательное условие. Работники службы СЦБ — люди уникальной, редкой и очень ответственной специальности. Не всякий, пусть даже с высшим техническим образованием, сможет разобраться в тонкостях этой профессии.

Мы беседуем с электромехаником Сергеем Морозовым, который работает здесь 21 год.

 

Электромонтёры Иван Кузнецов (слева) и Олег Спирин производят замену ламп на светофоре.
Автор фото: Фото автора.

Релейная (пост электрической централизации) — это, по сути, мозг станции. Если случилась неисправность (например, не загорелся светофор у дежурной по станции, не переводится или теряет контроль стрелка, рельсовая цепь показывает ложную занятость), электромеханик определяет, где — на поле или на посту — это произошло и устраняет причину.

Большую часть огромного помещения занимает 14 рядов электромагнитных реле по пять стативов в каждом. На случай выхода из строя приборов здесь имеется их запас. Обращают на себя внимание постоянный гул и щелчки реле, но Сергей Алексеевич уверяет, что просто не замечает их — привык.

Монтёры осуществляют также и профилактические мероприятия: измерение напряжения на путевых реле рельсовых цепей, проверку сопротивления изоляции монтажа сигнализатором заземления. В весенний период во избежание возгорания производится опашка устройств сигнализации.

Десятилетия назад безопасность движения поездов обеспечивалась за счет сотрудника железной дороги, подающего сигналы рожком. Стрелки для приёма поездов на тот или иной путь вручную переводили стрелочницы, но электрожезловая система не могла обеспечить нужную пропускную способность. Когда всё оборудование: светофоры, стрелки, рельсовые цепи и прочее перевели на автоматику, она значительно увеличилась — два поезда можно отправить по одному перегону.

 

Сергей Морозов на «боевом» посту тестером измеряет напряжение на путевых реле.
Автор фото: Фото автора.

Из-за большого количества поездов и путей управление движением на станции является сложным процессом. Как правило, до сих пор наиболее распространенной является система электрической централизации, хотя постепенно начали внедрять более современную — микропроцессорное телеуправление стрелками и сигналами, которое целиком помещается в одном небольшом шкафу. Так, например, последнее слово техники — система ТУМС (телеуправление малыми станциями) установлена в Ширихановской.

О переходе на микропроцессоры на станции Коноша речи пока не идет. Но это уже вопрос времени. Главное, сколь бы много не установили компьютеров, человек остаётся главной движущей силой любого производства.