Дело было в трудные, голодные девяностые годы. Привезли Колю Турина в Подюгу в ГПТУ-10 учиться на плотника. Парень башковитый и рукастый, из тех, кто в воде не тонет и в огне не горит.
Руками умел делать всё, а особый интерес у него вызывали дверные замки и форточные запоры. Юноше досаждали две проблемы: отсутствие карманных денег и обязанность подносить вечером в комнату «дедам» ужин. Попробуй с его комплекцией не принеси трём двухметровым третьекурсникам ужин по талонам, да ещё и посуду помыть и отнести в столовку. Первая проблема решалась просто: вечерком, через форточку в окне, он залезал в учительскую. Там частенько в картонной коробке лежал учительский чайный общак. Коля не брезговал и натурой: чай, сахарный песок можно было толкнуть пацанам со скидкой. Решив закосить от учёбы, Коля натёр перцем под левой подмышкой и, изображая тяжкое недомогание, пришёл в санчасть училища за справкой. Медичка оказалась прозорливая, градусник вставила ему в правую подмышку, и Коле пришлось учиться дальше. Мозговые извилины наш герой использовал не только для переноски шапки, он запомнил, что где лежит в медчасти. Стемнело. Открыть запор на форточке труда не составило, ломать замок в столе Турин не стал из принципа, просто снял столешницу. Коля насобирал кучу таблеток. Всех больше было слабительного свойства. Эти таблетки регулярно поставлялись по плану, но из-за слабости желудков северян не использовались, лежали годами, ждали акта о списании. При свете спиртовки Коля ставил треугольные штампы на чистых бланках справок. «Буду продавать пацанам», -строил бизнес-план ушлый предприниматель. Он положил на место печать, столешницу, добычу сложил в картонный ящик, ретировался через форточку, умудрившись закрыть запоры, и растворился в темноте.
Утром директор училища и его замы грозно предлагали краснощёкой медсестре напрячь девичью память и вспомнить: куда исчезли таблетки при закрытых замках? Всеобщий досмотр не принес ожидаемого результата, Гурин «залёг на дно». А ужин подносить третьекурсникам ему по-прежнему приходилось. Достали «деды» Колю основательно. Юный «фармацевт» раздавил три пачки таблеток пургена в порошок, рассыпал по трём порциям в рисовую кашу, перемешал грязным пальцем и предложил своим угнетателям: «Кушать подано, господа, идите жрать, пожалуйста!». Ожидая посуду, Гурин думал: «Раньше я вам плевал в тарелки, а вы плевали на меня, посмотрим, как сработает пурген. Порезвившись после отбоя с первокурсниками в поисках сигаретки или монетки, за полночь бригада «дедов» увяла, сработал пурген. Утром волшебное действие гуринской каши не только увидели, но и почувствовали носами все. На уроки бригада уже не пошла, а на завтрак Гурин закрепил терапию «дедам» вермишелью с двойной дозой пургена. Третьекурсников госпитализировали в инфекционное отделение районной больницы. В кабинете директора шёпотом произносилось слово «дизентерия», начались проверки, анализы, улучшилось качество пищи и запретили отпуск ужинов навынос. Гурин торжествовал! Поспорил с пацанами, что все учителя скоро уйдут на больничный и получатся каникулы. Для этого он тайно посетил учительскую и подсыпал всё тот же пурген в чайник и в сахарный песок. Спор Коля проиграл, — не учёл хитрый ученик, что не все чай пьют на рабочем месте.
Сергей Алексеев, пос. Подюга.