В 2015 году, при подготовке статьи для «Коношского курьера» под названием «Станция Коноша на Чистом болоте», я не стал заострять внимание читателей на одном, очень важном, с моей точки зрения, вопросе: «С чего начиналась Коноша?». Хотя Сергей Николаевич Конин в своей книге «Коноша и коноша-не» и писал, что не стоит отыскивать тот самый «первый колышек», с которого всё началось, но я всё же постараюсь найти ответ на этот вопрос.
Как я уже писал, на место планируемого строительства железной дороги в 1894 году прибыла изыскательская партия. Это были первые представители железной дороги, которых увидела коношская земля. Под их руководством в обходе № 3 Глу-боковской лесной дачи были прорублены две просеки (протяжённостью около 4,8 км), расположенные недалеко одна от другой, а также в обходе № 4 ещё три: через урочища «за Нижним озером» и против течения речки «Берёзовки» до реки «Коноши» на протяжении примерно 13,9 км. Ширина этих просек во всех местах не превышала 4,2 м. Работа эта продолжалась несколько месяцев и изыскатели где-то жили, но точного места их проживания в документах лесничества я не нашёл.
После того, как изыскатели закончили свою работу, на основании их данных был составлен план строительства и на место проведения работ прибыли железнодорожные строители. Но и они, вместо того, чтобы сразу же начать готовить трассу под железную дорогу, снова рубят просеки в лесу. Так, 6 июля 1895 года в 4-м обходе они вырубили две линии с промежутком 14,9 м одна от другой «для отыскания удобного места и крепкого грунта земли для железной дороги». 31 августа 1895 года в 3-м обходе ими «производилось изыскание нового направления железной дороги, т.к. изысканная линия в прошлом 1894 году оказалась очень неудобною с довольно значительными поворотами». Для своего проживания, здесь же, в 4-м обходе Глубоковской дачи, в 1895 году строителями построен железнодорожный барак. В 1896 году рядом с этим бараком ими построена конюшня. Почему я так подробно остановился на этих двух зданиях? Дело в том, что при всём том большом количестве просек, вырубленных изыскателями и строителями, особое внимание лесников при осмотре дороги в 1896 году привлекли две. Они указывают, что на 198 версте от города Вологды первоначальное направление линии железной дороги изменено и в зиму текущего года разрублен вариант. Этим вариантом выкинута дуга, стягивающая линию, которая составляет около 3,2 км. Расстояние от варианта до первичного направления линии дороги в самом широком месте оказывается приблизительно 640 м. Так вот, строительство станции ведётся на новом варианте на 199 версте, а железнодорожный барак и конюшня, о которых я говорил выше, остались на старой просеке.
В Коношской районной библиотеке имеется «Схема Коноши в 1926 году», составленная Иваном Алексеевичем Холоповым. В его схеме на ул. Советской (на схеме она называется по-другому) ближе к центру рядом друг с другом размещены два здания: барак ТЛО и клуб. С.Н.Конин в своей книге «Коноша и коношане» неоднократно повторяет, что здание клуба переделано из конюшни. В итоге получается, что те, оставшиеся на старой просеке, бараки конюшня никуда не делись, а спокойно просуществовали как минимум до 1926 года. Более того, из этого можно сделать вывод, что и старая просека, на которой первоначально планировалось построить железную дорогу, со временем стала центральной улицей Коноши.
Своими мыслями я поделился с Сергеем Ниловичем Матвеевым, с которым мы давно общаемся по вопросам истории Коноши. И вот, что он мне ответил: «Прочитав рапорты лесничих, считаю твою догадку о старой просеке правильной, хотя поначалу я сомневался. Действительно, если посмотреть на карту в Интернете, железная дорога делает поворот влево, в сторону болота Чистого, примерно в районе бывшего комбикормового завода. А если не делать этот поворот, то дорога как раз и пошла бы дальше прямо по ул. Советской через центр и речку — до стадиона. Лесничий в своём рапорте оценивает максимальное расстояние между старой просекой (дугой) и новой (хордой) в 600 м (300 саженей). Этот вариант не прошёл у них по причине очень больших величин уклонов с горы (центр посёлка) в сторону р. Травницы и последующего подъёма к стадиону. Преодолеть их можно, но понадобились бы огромные земляные работы, это дорого. Весь центр посёлка надо было срыть, а землю из выемки (считай, на длине 600 м от здания полиции до аптеки) переместить к северу на насыпь у моста через реку Травницу».
Ну, вот и всё. Надеюсь, я ответил на вопрос, который прозвучал в начале статьи, и теперь, проходя по улице Советской, любой коношанин может сказать, что он знает, «с чего начиналась Коноша».
Олег КОРОЛЁВ, Вологда.