28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

О нюансах новой пенсионной системы

12 августа 2018

В Государственную Думу внесён и рассмотрен в первом чтении законопроект, которым предлагается изменить ряд параметров действующей пенсионной системы.

В первую очередь, речь идёт об обеспечении устойчивого роста размера страховых пенсий по старости и высокого уровня их индексации. Кроме того, законопроектом устанавливается новое основание для досрочного выхода на пенсию, и предполагается поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

К 2034 году, времени окончания переходного периода, предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 для мужчин и 63 лет для женщин (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий — 60и58 лет соответственно).

Разбираемся в нюансах нового закона вместе с министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области. На наши вопросы отвечает министр Eлена МОЛЧАНОВА.

 

Министр Елена Молчанова.

— Обещают рост ежемесячной выплаты на 1000 рублей каждый год. А есть ли уверенность, что такое повышение будет выше инфляции в перспективе, скажем, пяти лет?

— Российским законодательством уже определено, что пенсии в обязательном порядке индексируются на уровень инфляции в стране.

Цель же предлагаемых изменений -обеспечить индексацию пенсий выше инфляции и постепенно сократить отставание пенсий от заработной платы. Предлагаемым решением создаётся стабильный источник для повышения и выплаты пенсий неработающим пенсионерам.

Так, к 2024 году, если законопроект будет принят, уровень пенсии для неработающих пенсионеров в среднем достигнет 20 000 рублей. И, наоборот, если оставить действующий пенсионный возраст, то средний размер пенсии в 2024 году составит 17 504 рубля.

При повышении пенсионного возраста ежемесячный размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем, начиная с 2019 года, на 1 декабря 2019 года будет увеличен на 1000 рублей и составит 15 414 рублей, т.е. каждый получатель пенсии получит дополнительно в среднем по 12 тысяч рублей в год, в зависимости от стажа и размера страховых взносов.

По имеющимся расчётам также и в перспективе до 2024 года будет наблюдаться ежегодный рост пенсий выше уровня инфляции.

Дополнительным источником для пополнения Пенсионного фонда и выплаты пенсий является процесс «обеления» зарплат. Правительство Российской Федерации продолжит работу по легализации трудовых отношений, по выводу из «тени» около 15 млн граждан нашей станы трудоспособного возраста, за которых не уплачиваются страховые взносы. Это — значительный ресурс для обеспечения роста пенсий более высокими темпами.

— Рост пенсии на 1000 рублей в городе-миллионнике и в провинции -это очень разные цифры. Планируется ли учитывать экономическую специфику регионов?

— Сумма в 1 тыс. рублей — это средний показатель увеличения страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров.

Надо помнить, что размер пенсии конкретного пенсионера индивидуален, учитывает экономическую специфику регионов и зависит от продолжительности общего трудового стажа, величины его заработной платы, а с 1 января 2002 года — также от суммы страховых взносов, перечисленных работодателем на индивидуальный лицевой счёт будущего пенсионера, от возраста, от наличия инвалидности и так далее.

— Планируются ли меры, позволяющие изменить существующее на данный момент нежелание брать на работу людей предпенсионного возраста?

— Действительно, проблема трудоустройства граждан старшего возраста существует. Но нужно иметь ввиду, что численность населения в трудоспособном возрасте сокращается и будет сокращаться. По прогнозам, до 2025 года численность населения России в трудоспособном возрасте уменьшится на 2,2 млн человек. В Архангельской области за этот же период число жителей в трудоспособном возрасте по прогнозным данным может сократиться более чем на 48 тыс. человек.

Несмотря на продолжающееся ощутимое снижение численности населения трудоспособных возрастов, пока численность рабочей силы остаётся практически стабильной. Во многом этому способствует занятость пожилых людей. Сегодня в среднем по стране в первые 5 лет после достижения пенсионного возраста продолжают работать около 50 % женщин и 40 % мужчин. В Архангельской области этот показатель — аналогичен.

Например, в 2017 году в России на пенсию вышли 1,45 млн человек, продолжили работать 0,73 млн человек или 50,3 %. В Архангельской области на пенсию в 2017 году вышли 10,1 тыс. человек, из них продолжили трудиться 6,3 тыс. человек или 62,4 %.

Согласно данным Росстата, в 2017 году в экономике России было занято 7,1 млн лиц старше трудоспособного возраста. В Архангельской области — 51 тысяча человек.

Безработица в стране сегодня очень низкая — 3,7 млн человек (по методике МОТ) или 4,9 % трудоспособного населения и в дальнейшем мы столкнёмся с дефицитом трудовых ресурсов.

Поэтому увеличение трудоспособного возраста рассматривается как возможность использования внутренних источников для экономики наравне с активной миграционной политикой. При этом в отдельных случаях для отдельных граждан увеличение возраста выхода на пенсию будет дополнительной гарантией со стороны государства для продолжения своей трудовой деятельности.

Рабочие места для лиц пожилого возраста и для молодёжи, как правило, относятся к разным отраслям и категориям, и вероятность прямой конкуренции между пожилыми и молодыми работниками весьма ограничена. Это объясняется существенными отличиями в квалификации разновозрастных работников. Молодёжь намного чаще работает в быстроразвивающихся отраслях, в основном в сфере услуг, IT, телекоммуникации и др., в то время как люди старшего возраста — в отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также образовании и здравоохранении. Не стоит забывать о ценности работников старшего возраста как наставников.

Кроме того, для обеспечения занятости граждан предпенсионного возраста предлагается принять ряд мер, направленных на расширение конкурентоспособности таких граждан на рынке труда, защиту их прав, а также социальных гарантий в случае потери работы.

Например, организовать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Не нашедшим работу безработным гражданам предпенсионного возраста выплачивать увеличенный размер пособия по безработице, повысить качество контроля и надзора за соблюдением трудовых прав граждан предпенсионного возраста.

— Не приведут ли изменения пенсионной системы к дополнительным расходам, связанным с ростом количества заболеваний? Не получится ли так, что траты на здравоохранение превысят потенциальный экономический выигрыш?

— Наступление определённого возраста, будь то 55 лет или 60 лет и старше, не означает, что автоматически у гражданина начнут формироваться те или иные заболевания. Статистика показывает, что в основном они начинают формироваться ещё до выхода человека на пенсию и зависят от его образа жизни и тех или иных вредных привычек.

Заболеваемость людей старшего возраста является в основном накопленной с трудоспособного возраста, а не вновь формируемой.

При этом, если гражданин продолжает работать, более вероятно сохранение его здоровья. Внимание системы здравоохранения к работающим гражданам зачастую больше, чем к неработающим, что позволяет работающим дольше оставаться здоровыми и не иметь обострений хронических заболеваний.

Кроме того, изменение образа жизни, к которому может быть отнесён выход на пенсию, может привести к обратной реакции, в том числе обострению хронических заболеваний и формированию новых.

— Сохранение разницы по возрасту выхода на пенсию между двумя полами ставит женщин в невыгодное положение по сравнению с мужчинами, ведь размер пенсии также зависит от трудового стажа. Не собирается ли государство вводить дополнительные социальные гарантии для женщин с целью уравнять их экономическое положение с мужчинами?

— В нашей стране сохраняется разница при выходе на пенсию для мужчин и женщин, хотя весь мир практически заложил в свои реформы уравнивание возраста для обоих полов. Это признание роли женщины, несущей значительную внерабочую нагрузку в развитии общества.

Eсли же женщина самостоятельно выражает желание работать дольше, Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает повышающие коэффициенты за более поздний выход на пенсию. За каждый год более позднего обращения страховая пенсия будет увеличиваться. Например, если обратиться за назначением пенсии через 2 года после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 12 %, а страховая пенсия — на 15 %; если — 5 лет, то фиксированная выплата вырастет на 36 %, а страховая пенсия — на 45 %.

— Увеличение пенсионного возраста отнимет у людей старшего поколения возможность заниматься своей семьёй — детьми и внуками. Следовательно, более младшие члены семьи вынуждены будут тратить больше средств на услуги нянь, преподавателей и др. Таким образом, не приведёт ли повышение пенсионного возраста к росту бедности работающего населения?

— Основой денежных доходов населения является заработная плата, которая будет постоянно расти. Будет увеличиваться минимальный размер оплаты труда, и соответственно — размеры заработной платы всех других категорий работников. Сохранится система индексации заработной платы бюджетников. По расчётам Минэкономразвития России, прогнозы развития экономики позволят в предстоящие годы обеспечить реальный рост всех составляющих денежных доходов населения -заработной платы, пенсий, социальных пособий.

В планах Правительства Российской Федерации — также увеличение числа мест в дошкольных учреждениях, развитие организаций дополнительного образования детей. Что, согласитесь, только улучшит соответствующую подготовку детей.