28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

1953-й и другие годы…

07 октября 2018

Начало перемен

С именем двух руководителей района в 50-е годы — Валентина Афанасьевича Шубина и Ивана Васильевича Вялкова из поколения фронтовиков — связана целая эпоха в истории Коноши и района.

О ней мы мало что знаем, а ведь её события стали глобальным явлением в масштабах коношского края и страны в целом…

В.А.Шубин, 1924 года рождения, был у нас вторым секретарём райкома партии, председателем Коношского райисполкома, первым секретарём райкома партии (1951 — 1961 гг.). О нём сообщается в справочнике-двухтомнике по Коношскому району и рассказывается в книгах о Коношском землячестве в Архангельске.

И.В.Вялков, 1909 года рождения, был председателем Коношского райисполкома в 1954 — 1959 годах. О нём почему-то нет сведений в справочнике-двухтомнике «Край мой коношский…».

В 1951 году, когда В.А.Шубин прибыл на работу в Коношу, моё поколение ещё ходило в начальную школу. Мы не были участниками тех событий, да и как свидетели не осмысливали их. К тому же иные темы того времени не воспринимались современниками как существенные, а об иных действующие лица предпочитали помалкивать.

В 50-е годы вся страна ещё ходила в солдатских гимнастёрках и офицерских кителях. Быстро «заселялось» кладбище на Верхнем уцелевшими на войне, жестоко израненными и недолго протянувшими после Победы орденоносцами. Появилась традиция ставить на их могилах памятник со звездой и фотокарточкой, на ней, как правило, ещё не старый мужчина в офицерском кителе и с боевыми орденами (юбилейных наград ещё не было). То было старшее поколение, прошедшее не одну войну. А поколение Шубина — это, по сути, юнцы, одетые в солдатскую форму, поэтому у его ровесников не принято было кичиться военным прошлым, до статуса ветеранов им было ещё далеко…

При Шубине состоялось возвращение гражданских прав жителям трудпосёлков. Для начала 50-х годов характерно массовое переселение бывших спецпереселенцев из многочисленных трудпосёлков на свою родину или в центральные посёлки — в Коношу, Подюгу, Мирный, Сосновку…

Районная газета от 5 марта 1953 года сообщала: на выборах в местные Советы 22 февраля 1953 года на первой сессии райсовета В.А.Шубин был избран депутатом районного и областного Советов депутатов трудящихся.

Напомним, что 5 марта 1953 года скончался Председатель Совмина СССР, Секретарь ЦК КПСС, Генералиссимус И.В. Сталин. В последующие дни в Коноше и по району прошли траурные митинги, их участники заверяли, что на смерть вождя народов они ответят ударным трудом. Как сообщала газета, на митинге в вагонном депо (ВРП) после рабочей смены люди говорили о своей скорби, многие не скрывали слёз. Мастер цеха Сапунов, стахановец Павлов, вагонница Блинова и другие обязались перевыполнить план первого квартала по всем видам ремонта. Работники промартели «Сталинский ударник» и межрайпотребсоюза Сметанин, Шумихин, Якшин, Дровосекова, Вьялкина и другие обязались выполнить задание квартала на 130 процентов…

1953 год памятен старожилам и широкой амнистией. Эшелоны со вчерашними «зэками» следовали через Коношу один за другим. Когда прибывал такой поезд, по перрону, помимо милиции, ходили солдаты с автоматами наизготовку из соседней воинской части. Меры не были лишними, эксцессы бывали, в больницу поступали пострадавшие от «зэков». Получив сообщение о прибытии такого эшелона, В.А. Шубин предупреждал об этом работников райисполкома, советовал: кому до дому близко, после работы идите домой, а кому далеко — лучше оставайтесь здесь. Рабочий день в райисполкоме с двумя перерывами на обед и ужин по графику заканчивался в 11 часов вечера. И вот, до полуночи, пока злополучный поезд не покинет станцию, работники РИКа кто за шахматами, кто как коротали время.

В середине 50-х годов, в соответствии с государственной политикой по переводу кочевого цыганского племени на оседлый образ жизни, в южной стороне лесозаводского микрорайона образовалась колония цыган, они строили свои дома на том самом месте, где до этого в мелколесье, в конце улицы Приозёрной, на бывшем стадионе стоял их табор. Население колонии составили два рода: Беляковы и Поляковы. Часть мужчин и женщин подалась на работу на лесозавод, Вялков и Шубин не забывали о них, следили, чтобы передовиков не обходили государственными наградами.

Эпоха Шубина и Вялкова — это и «кукурузная эпопея». Никита Хрущёв был в восхищении от уровня животноводства в Америке, во многом обеспеченного отличной кормовой культурой — кукурузой. Многим начальникам всех уровней не терпелось отличиться в деле реализации лозунга: «Догнать и перегнать Америку!», кукурузу требовали выращивать по всему Союзу вплоть до Заполярья. Шубин хоть и бывший фронтовик-офицер, но кричать «Вперёд!» не любил, в сельском хозяйстве ориентировался не на лозунги, а на опыт и знания сельчан, кукурузу огульно не навязывал, относился к ней как к эксперименту. Eсли кто на местах хотел за счёт кукурузы отличиться и прогреметь в сводках и газетах с прицелом на карьеру, тот действовал по своей инициативе. Валентин Афанасьевич был свидетелем того, как прибывший в Архангельск украинец Хрущёв, наверное, впервые почувствовавший, как говорится, на своей шкуре (разговор происходил на катере на Северной Двине) наш северный климат, высказался в том духе, мол, кукурузой особо не увлекайтесь, она не для Севера.

Время Шубина и Вялкова — это начало таких эпохальных перемен, как переход с паровозной тяги на тепловозную на узловой станции Коноша, строительство общественных и жилых зданий в каменном исполнении: вокзал и Дом культуры, Железнодорожные больница и школа, пятиэтажки, переход с ручной дойки на механизированную на фермах. С конной тяги на тракторную в сельском хозяйстве и лесопунктах, с универсального производства всего и вся в колхозах (зерно, лён, шерсть, дёготь…) на профильную отрасль животноводства, укрупнение мелких слабосильных колхозов в крупные хозяйства…

Они были одними из первых

Одним из первых милиционеров на станции Коноша и одним из первых начальников станции после войны был Задорин Степан Дмитриевич, 1912 года рождения.

На войну Задорина взяли из милиции, на фронте воевал пулемётчиком, лейтенант. Особенно отличился Задорин на Керченском направлении в 1942 году, 36 суток не выходил из боя. Но наше наступление там провалилось, Севастополь и весь Крым пришлось сдать… Был тяжело ранен, лечили в госпиталях Сталинграда и Астрахани. Ногу удалось спасти. Награждён орденом Отечественной войны 1 степени и медалью «За боевые заслуги».

Из госпиталя комиссован и вернулся в Коношу, служил на станции оперуполномоченным. Впоследствии, до 1959 года, был начальником станции Коноша. Имел шестерых детей.

С военного времени, с 1944 года, работала в паспортном столе райотдела милиции E.К.Серова.

Орлов Николай Иванович из Хмельников первую пулю в ногу получил на фронте под городом Пушкиным. После госпиталя повоевал стрелок Орлов немного — снова пуля снайпера в ногу. В этот раз в госпитале пришлось побыть подольше — раны не заживали. И опять он на фронте, пулемётчиком. Особенно отличился Николай Орлов под Таллином — и сам остался цел, и успешно отбивал все вражеские атаки…

После Отечественной войны Н.И.Орлов работал в милиции в Архангельске, охранял норвежское консульство, не раз отличился в обеспечении правопорядка. Но имел всего три класса образования. За задержание опасного преступника получил премию в размере семи месячных окладов и направление в Новосибирскую школу милиции. После неё служил милиционером в Коноше и некоторое время перед этим в Котласе и Хмельниках.

Здесь тоже не раз бывал в опасных переделках. Не раз приходилось усмирять буйных постояльцев ИВС, довелось и в подвал лезть к уголовнику, вооружённому топором… В последние годы работал в медвытрезвителе, на пенсию ушёл в 1970 году.

В 1957 году в возрасте 48 лет скончался старший лейтенант милиции, старший оперуполномоченный уголовного розыска Коношского райотдела милиции Хенов Михаил Иванович, 1909 года рождения. М.И.Хенов — один из немногих наших оперативников, кто пришёл в милицию в свои юные годы ещё задолго до войны. 20 лет отдал сыщик УГРО службе в коношской милиции, отмечен знаком «За отличную службу по охране общественной безопасности». А свела его раньше срока в могилу война, в память о которой остались офицерские погоны, орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и тяжёлые ранения.

Пережила трёх царей и двух вождей

1957 год. В Коноше проживает Матрёна (все зовут её Мариной) Поликарповна Тимофеева, ей уже более ста лет, пережила трёх царей, Ленина и Сталина, несколько войн и три революции.

Живёт с дочерью Александрой. Два её сына погибли на войне. Родом Матрёна Поликарповна со Смоленщины, из бедняцкой семьи, где семеро голодных детей, из них старшие два брата и сестра померли в детстве. С малых лет Марина то батрачила на скотном дворе у богатого соседа за похлёбку, то мыла полы в его большом двухэтажном доме, то оставалась с младшим братом за няньку. В 23 года выдали замуж, пошли свои дети. Четверо их было, когда умер муж. Чтобы накормить и одеть детей, бралась за любую работу, об их учёбе в школе и думать не могла. Все тяготы жизни и крестьянского труда переносила одна. А как-то серьёзно захворала.

Рассказывая о своей горькой участи в давние годы, говорила: «Много зла перенесла от жадных и бездушных людей. Но мир не без добрых людей». И вспомнила такой случай: «Уже осень, дожди, а сено-то на лугу невывезенное осталось, ну как корова-кормилица зимой без корма останется. Что делать? Слышу, сход собирают. Кое-как встала с постели, а детишки испугались моей слабости, плачут, просят никуда не ходить. Постояла, голова закружилась и упала я. Отлежалась и, шатаясь, с помощью палочки, побрела. Добрела до схода и пала на колени, прошу добрых людей вывезти сено, чтобы не помереть нам с голоду. Сход принял решение помочь многодетной вдове, и сено перевезли на сеновал…»