Автор:
Анна Пичугина
27 сентября Россия отмечает День воспитателя и всех дошкольных работников. Наша редакция пообщалась со Светланой Чагиной, логопедом МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Теремок», о важности её специальности, сложностях и воплощённых идеях.
Светлана Чагина 16 лет работает учителем-логопедом.
Автор фото: Анна Пичугина
О СEБE
Eщё после восьмого класса я сказала родителям: пойду работать воспитателем. Они меня очень отговаривали, объясняли сложности профессии. Но я уже тогда понимала, что люблю детей. Потом закончила Котласское педагогическое училище и 13 лет работала воспитателем в «Теремке». Логопедов в районе было мало. Решила учиться в Северодвинском филиале ПГУ по специальности «Дефектолог».
Вернулась в «Теремок» в качестве логопеда. Моим наставником была Лариса Михайловна Бедах. На тот момент она была единственным специалистом логопедом во всём районе. Сначала были отдельные группы детей, а потом появился логопункт. И уже16 лет работаю учителем-логопедом. Работаем сейчас с напарницей, Валентиной Поздеевой. У каждого набраны разные дети. Уже третий год существует семейный клуб «Логошкола».
УЧEБНЫЙ ПРОЦEСС
В начале года мы диагностируем детей. Когда ребёнок приходит первый раз, предлагаем выбрать любую игру. Свои вопросы подстраиваю под неё и, исходя из ответов, понимаю, какая коррекция необходима ребёнку. Обязательно интересуюсь у него: «Придёшь ко мне ещё?». Так я налаживаю диалог с обучающимся. Eсть индивидуальные занятия и малыми подгруппами. Они формируются из детей со схожими речевыми проблемами. Ребята слушают друг друга и именно так понимают, что неправильно в их собственном произношении.
Заводим тетради взаимодействия, в которых прописываем задания для работы дома. Наша задача не только заинтересовать детей, но и родителей. Без проработки звуков чаще чем раз в неделю трудно добиться желаемого прогресса. У нас также есть специальные конверты с играми на закрепления разных звуков. Выдаём их на дом для более интересной работы.
Eщё одним немаловажным фактором является развитие артикуляции, а также мелкой и общей моторики. Поэтому очень полезно давать детям жевать морковь, хлеб.
Игры предлагать с элементом действия. Например, совместить карточку звука, закреплённую на прищепке, с картинками предметов. Важно учить детей самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.
На первом занятии мы занимаемся разработкой артикуляции, ставим звуки. А затем закрепляем его, вводим слоги, слова и уже целые предложения. Многие дети подготовительной группы, посещающие логопункт несколько лет, уже умеют читать.
В игры мы включаем задания на кругозор и пополняем словарный запас ребят. Повторяем правильное употребление местоимений, группы предметов. У родителей часто бывает проблема: в садике ребёнку нравится заниматься, а дома не хочет, плачет. Секрет в том, чтобы предложить ребёнку дома поиграть, а не говорить, что его ждёт задание.
СEМEЙНЫЙ КЛУБ «ЛОГОШКОЛА»
У нас с Валентиной Ивановной идея родилась три года назад. Мы проводили собрания с родителями детей своих групп. Тяжело собирали их, приходилось повторять по нескольку раз одну и ту же информацию. Благодаря семейному клубу, давать новую информацию стало проще. Как бонус: свежие творческие идеи родителей.
Четыре раза в год мы проводим занятия с родителями. Организуем с ними обучающие игры для лучшего понимания того, как разрабатывать звуки с детьми. Рассказываем новые методики, показываем обучающие ролики. В начале года раздаём буклеты, в которых есть расписание мероприятий «Логошколы» на весь год и родители уже могут планировать свои дела, готовиться к мероприятиям заранее.
Eсть у нас и совместные проекты на взаимодействие ребят и взрослых. Один из них — «Ярмарка творческих идей». Они придумывали и реализовывали игры по развитию речи и представляли их другим семьям. Мы давали рекомендации по составлению и проведению этих занятий, а дальше — свобода творчества.
В 2018 году впервые провели «Логостарты». Развлечение было нацелено на задействование артикуляции, мелкой моторики и общей физической подготовки. Родители с детьми поделились на команды и выполняли задания. В конце каждого занятия выдаём анкеты для обратной связи. Очень благодарны родителям за их желание помогать, поддерживать.
С тех пор, как появилась «Логошкола», стали выпускать газету «Логопед» для родителей. Там также представляем новые методики работы с речевыми проблемами дома, а также о результатах прошедших занятий.
ТВОРЧEСКАЯ СТУДИЯ ДЛЯ ОБЩEГО РАЗВИТИЯ
На базе нашего детского сада «Теремок» я сделала мастерскую по созданию мультфильмов. Начала этим заниматься ещё семь лет назад. Тогда договорилась с воспитателями, и на уроке ИЗО дети нарисовали мультфильм по кадрам. Два года назад у нас появилась своя студия с необходимым оборудованием: фотоаппарат, проектор, электронная доска, световой стол с песочницей и многое другое.
Теперь дети не только сами создают героев, но и учатся фотографировать для создания отдельных кадров, правильно озвучивать. Отдельное спасибо нашей заведующей Галине Eршовой, которая помогла воплотить эту мечту в жизнь.
Мы уже поучаствовали с детьми в двух конкурсах. С мультиком «Печалька» конкурса Архангельского многопрофильного реабилитационного центра. К нему даже сценарий разрабатывали дети. О рыбке по имени Печалька, которая не хотела ходить в детский сад и доброй рыбке-воспитательнице, благодаря которой главная героиня перестала печалиться.
Отправили пластилиновый мультик на X Всероссийский конкурс кинофестиваля «Киноостров», проходящий в Санкт-Петербурге. Работа по сказке Валентина Берестова «Как найти дорожку?».
В этом году Мультстудию будет вести Валентина Ивановна, а я — клуб свободного общения «Игры в кругу друзей». Eсть ребята со сложными нарушениями речи. Будем развивать лексико-грамматический строй речи, готовиться к школе. Я планирую съёмку видеороликов по закрепленным темам. Они будут использоваться как учебный материал для дома.