Автор:
Татьяна Татьяничева
«Неотложная помощь» — особое подразделение в службе здравоохранения. Работники «скорой» всегда на передовой. О них, как о волнорез, разбиваются волны людской боли, плохого самочувствия. Каждую неделю, по словам медицинских работников, наступает «час пик» с 16 часов в пятницу, когда закрываются двери поликлиники, и заканчивается утром понедельника.
Мобильная бригада экстренной доврачебной помощи в сборе (слева направо): санитарка Галина Поздеева, фельдшер Кристина Носкова, и.о. старшего фельдшера Василий Зажигин и фельдшер Татьяна Урыкина.
Чтобы прочувствовать работу медиков «скорой», мы решили отправиться с ними на вызов. Около десяти утра поступил звонок из Вересова. У женщины 83 лет боли в сердце. Выезжаем. С трудом находим нужный дом (хорошо, что встретила племянница, вызвавшая медицинскую помощь). Метров сто пробираемся по тропинке, застеленной щербатыми досками, мокрыми и скользкими от дождя. У постели больной фельдшер Анна Вершинина действует уверенно и профессионально, через некоторое время пациентке стало лучше. Сегодня же к ней вызовут участкового врача, который и определит тактику дальнейшего лечения. Свою задачу «неотложка» выполнила.
Из беседы с исполняющим обязанности старшего фельдшера Василием Зажигиным мы узнали, что в отделении «скорой помощи» Коношской центральной районной больницы трудятся девять фельдшеров со средним медицинским образованием. Коллектив уже проверенный временем.
Анна Вершинина оказывает срочную медицинскую помощь.
Ветераном экстренной медицинской помощи является Надежда Клепикова, отработавшая в этой службе более 35 лет, более двадцати лет стажа на счету Татьяны Урыкиной, Антонины Позняковой, Надежды Прыгиной, Натальи Куваевой. В 2000 году пришел в отделение Василий Зажигин, позже стали работать Анна Вершинина, Кристина Носкова и Ольга Поздеева. В штате пять санитарок: Галина Поздеева, Елена Грахова, Александра Соколова, Надежда Федосова, Марина Вострокнутова, которые следят за чистотой и порядком в отделении, выполняя по совместительству функции диспетчера, принимающего звонки, если фельдшер в отъезде. Именно их голоса чаще слышат те, кто позвонил на «скорую». Днем работают два фельдшера, ночью — один, на поддежурстве — старший фельдшер.
Особую признательность заслуживают водители машин «скорой помощи», в обязанности которых входит транспортировка пациента (при необходимости) в больницу. Надо подставить плечо — подставят, что-то поддержать — поддержат, где-то помочь — помогут. Хоть водитель и не медик, но, пока больной в пути, ответственность за его жизнь и здоровье частично лежит и на нем. Много лет работают в отделении Яков Семин, Иван Малинин, достаточно опыта у их коллег — Леонида Незговорова, Александра Калинина, Игоря Цеповяза, Александра Прокудина, Сергея Верещагина, Николая Шумихина, Виталия Ершова, Вениамина Вьялкина.
На каждый поступивший вызов заполняется индивидуальная карта. Некоторые пациенты ропщут, говорит Василий Александрович, что, дескать, спрашиваем много, прежде чем приехать. Действительно, согласно новым медицинским стандартам, мы заполняем в карте порядка 20 пунктов, но стараемся задавать вопросы уже на дому, после оказания помощи больному.
Водитель «скорой помощи» Леонид Незговоров.
Интересуюсь, что чаще всего является причиной вызова. Многие «болячки» носят сезонный характер. Весной и осенью — это эпидемии гриппа и ОРВИ. С наступлением лета возрастает количество людей, любящих распивать спиртные напитки на свежем воздухе. Затем отдыхающие садятся в автомобили и изображают из себя гонщиков, могут и подраться. Отсюда и травмы различного происхождения, требующие вмешательства медиков. В мае-июле — это ещё и присосавшиеся клещи. За день по поводу их укусов обращаются до пяти человек. Любопытно, что происходит это чаще ночью. Объясняется просто: готовясь ко сну, люди снимают одежду и только после этого обнаруживают у себя непрошеного гостя. Медики настойчиво рекомендуют не заниматься самоудалением клеща, а приходить на «скорую», где не только профессионально удалят, но и отправят паразита на анализ в лабораторию. Среди других причин вызова «скорой» лидируют заболевания сердечно-сосудистой системы.
Порою проблемы работникам «скорой помощи» создают телефонные хулиганы, которые вызывают «неотложку» к мнимым больным. Хорошо, если в пределах Коноши, а то и в отдаленные населенные пункты. А в это время кому-нибудь действительно может понадобиться помощь — об этом «шутники» не думают.
Техническое оснащение экстренной медицинской службы не в пример тому, что было раньше. Автопарк насчитывает четыре машины. Правда, нужно оговориться, износ транспортных средств весьма велик. Зато медикаментов в «тревожных чемоданчиках» хватает, спецодежда персоналу выдается вовремя.
Сотни вызовов, тысячи сломанных ампул, сотни метров наложенных бинтов, десятки тысяч километров дорог или бездорожья, слезы и стоны, подъезды без лифтов, тяжелые носилки. Что же заставляет этих людей выходить на очередную смену? Наверное, они увлечены своей работой: спасать жизни и облегчать страдания.
И все же пусть их рабочий телефон звонит как можно реже, ведь это тот самый случай, когда молчание аппарата связи означает, что в Коноше и районе со здоровьем у всех нормально.