28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Отец и сын Тарабаевы

11 мая 2018

Автор:

Владислав Сметанин, краевед.

 

В известной книге краеведа Сергея Конина «Коноша и коношане» упомянут директор Верховажского леспромхоза Тарабаев, переведённый на эту должность из Коноши в 1936 году.

В Верховажье он был арестован органами НКВД и, как утверждает автор, из заключения не вернулся. На статью дочери Д.Ф.Тарабаева Л.Д.Харёвой «Мой отец не прятался за чужую спину», опубликованную в «Коношском курьере» от 28 января 2005 года, мне указали сотрудники районного краеведческого музея. Автор пишет, что её отец вернулся из заключения в 1940 году, был реабилитирован, и семья вернулась в Коношу, где проживала в период Великой Отечественной войны.

 

Семья Тарабаевых. 1945 год.

О Тарабаевых я услышал от бывшей соседки по станции Лепша Зинаиды Ивановны Костиной в 2001 году, будучи у неё на 80-летии. Она обмолвилась, что её двоюродный брат Павел Тарабаев был сотрудником советского посольства в Париже, и она гостила у него на московской квартире. К сожалению, вскоре Зинаида Ивановна скоропостижно умерла, и подробностей о Тарабаевых я узнать не успел, но сообщением её заинтересовался — ведь не так часто встречаются земляки-дипломаты.

Род Тарабаевых из Красновской волости Каргопольского уезда прослежен мной от Фёдора Гаврилова, жившего ещё в петровскую эпоху. Упомянутый в книге «Коноша и коношане» прапрапра-правнук Фёдора Гаврилова Дмитрий Фёдорович Тарабаев родился в 1893 году в деревне Андрюковской, что на реке Онеге, Красновского общества Богдановской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне деревня Красное Плесецкого района). Начальное образование он получил в земском училище и уже с 15 лет работал на лесозаготовках и в Архангельске на лесозаводах. Три года по мобилизации служил в царской армии в Первую мировую войну. После демобилизации в 1918 году работал в Архангельске на лесозаводе братьев Кыркаловых. С приходом интервентов пытался уехать из города, но был арестован, а затем совершил побег. Вступил в ряды Красной Армии, где служил с 1918 по 1921 годы командиром взвода. Участвовал в боях с белыми и интервентами на Северном фронте. После гражданской войны вернулся в свою деревню и был избран председателем волостного исполкома Ново-Красновской волости Каргопольского уезда. В этой должности Дмитрий Фёдорович состоял два с половиной года.

В 1925 году Дмитрий Тарабаев работал лесокатом на лесозаводе в Архангельске, с 1926 — десятником в Руснорвеголесе, а с 1928 года — прорабом в Няндомском ЛТХ. 15 декабря 1931 года приступил к работе в должности заместителя директора Коношского леспромхоза, входившего в состав треста «Мосгортоп». В то время семья Тарабаевых состояла из семи человек: его самого, жены, трёх детей и его родителей.

Из военных и послевоенных публикаций Дмитрия Тарабаева в районных газетах — коношской «Сталинский ударник» и няндомской «Лесной рабочий» -знаем, что в период Великой Отечественной войны он состоял заместителем начальника треста «Конаштранслес» и секретарём первичной парторганизации, после войны — директором Няндомского лестранхоза. Eму было присвоено персональное звание директора-подполковника административной службы. Причиной переезда Тарабаевых в 1948 году из Коноши в Няндому стала его травля за принципиальность.

В книге памяти Вологодской области отмечено, что Д.Ф.Тарабаев, будучи директором Верховажского леспромхоза, 18 января 1938 года арестован НКВД и обвинён по статьям 58-7 «подрыв государственной промышленности, совершённый в контрреволюционных целях» и 58-11 «участие в организации для подготовки или совершения преступления» УК РСФСР. 27 августа 1940 года его освободили в связи с прекращением дела за отсутствием состава преступления.

В 2004- 2005 годах я переписывался с племянником Дмитрия Фёдоровича, братом Зинаиды Ивановны, Иваном Степановичем Костиным, 1932 года рождения. Он уроженец деревни Костины, соседней с деревней Красной, но проживал в Казахстане под Карагандой в посёлке Шахан. На мои вопросы о семье Тарабаевых Иван Степанович ответил, что дом Тарабаевых в деревне Красной в 1947 году был ещё цел, только окна были заколочены досками на обоих этажах. Во время Великой Отечественной войны Тарабаевы жили на станции Коноша. После войны Дмитрия Фёдоровича перевели в Няндому. В это время их сын учился в МГИМО, а дочь Капитолина — в Московском институте здравоохранения. Сын из Москвы ежегодно поездом проезжал мимо родителей на соревнования в Кировск на Хибины, он имел первый разряд по лыжам. После окончания института женился в Москве и был направлен на работу в Париж в советское посольство. Капитолина по распределению была направлена в Ухту и работала невропатологом. Младшая дочь Людмила после окончания педагогического института работала в Калининграде. Позже Д.Ф.Тарабаева перевели директором на лесозавод в Шалакушу. Здесь он и похоронен.

В некрологе, помещённом в номере няндомской районной газеты «Лесной рабочий» от 8 января 1956 года, сообщалось, что после тяжёлой и продолжительной болезни скончался начальник Шалакушского лесозавода, член КПСС с 1941 года Д.Ф.Тарабаев. Он с тринадцати лет начал трудовую деятельность, сначала пастухом, с пятнадцати — лесокатом на одном из лесозаводов Архангельска. Прошёл трудный и почётный путь от рабочего-лесока-та до начальника лесозавода. За заслуги перед государством и народом награждён орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В той же книге «Коноша и коношане» упомянут и сын Д.Ф.Тарабаева Павел Тарабаев. Он, будучи старшим лейтенантом, в статье «Воздушный бой» (рубрика «Письмо с фронта»), опубликованной в коношской районной газете 1 мая 1944 года, рассказал о героизме и мужестве лётчиков их авиационной части, которой было присвоено наименование «Смоленской». Шестёрка истребителей «Лавочкин-5» ведущего капитана Астахова сопровождала девять штурмовиков ИЛ-2, которым было поручено уничтожить вражеский бронепоезд, мешавший наступлению наших войск. Достигнув района цели, наши самолёты попали под сильный зенитный огонь и встретили в воздухе 24 истребителя противника. В завязавшемся ожесточённом бою наши лётчики сбили 13 самолётов противника, не потеряв ни одного своего, а штурмовики выполнили свою задачу, бронепоезд противника был разбит.

О Павле Тарабаеве я получил некоторые сведения при посещении села Верховажье в тамошних школьном и краеведческом музеях. Он родился в 1920 году в той же деревне, что и его отец, дед и прадеды — Андрюковской в то время Ново-Красновской волости (ныне Плесецкого района). Восемь классов окончил в Коноше в 1936 году. Учёбу продолжил в селе Верховажье, куда перевели отца и куда переехала их семья. Там и получил среднее образование, окончив с отличием 10 классов в 1938 году. В том же году Павел Тарабаев поступил в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э.Баумана. Вместе с ним поступили его одноклассники Василий Демидов, Анатолий Андреев и Яков Кремлёв, имя последнего носит Верховажская средняя школа. Младший лейтенант Кремлёв погиб в Венгрии в 1944 году, направив горящий самолёт на вражескую колонну. В статье полковника А.Сбигнева «Секунды бессмертия», напечатанной в «Красной звезде» 3 августа 1975 года, приведены воспоминания о Я.Я.Кремлёве П.Д.Тарабаева: «Он был моим другом — верным, настоящим. Ко всякому делу, особенно к учёбе, относился с упорством и рвением. Выделялся и в суждениях о жизни, о людях: был глубок и принципиален. Не любил фальши, обмана; если же сам в чём-либо ошибался — не боялся признаться, исправиться. Вот за что мы его любили и много раз избирали своим комсомольским вожаком».

Неполные сведения о военном разведчике П.Д.Тарабаеве мне помог получить через московских коллег председатель попечительского совета Устьянского краеведческого музея и один из надёжных помощников музеев Поважья, полковник запаса И.А.Абрамов. В марте 1941 года Павел Тарабаев был призван в Красную Армию. В 1943 году он окончил Военно-воздушную академию и с 21 апреля 1943 года состоял техником звена в составе 49 истребительного авиационного полка 309 истребительной авиационной дивизии Западного фронта. В том же году стал членом ВКП (б). В период Смоленской стратегической наступательной операции был награждён орденом Красной Звезды. Из переписки П.Д.Тарабаева со школьниками Верховажской средней школы в 1969 — 1970 годах известно, что за участие в Великой Отечественной войне он награждён двумя орденами Красной Звезды и семью медалями.

По окончании Великой Отечественной войны боевой офицер Тарабаев был отобран кандидатом для поступления в только что созданную Военно-дипломатическую академию, где особое внимание уделялось изучению иностранных языков. Основным иностранным языком у Павла Дмитриевича был французский. Тарабаев окончил Военно-дипломатическую академию в 1950 году. В январе 1950 года ему было присвоено звание инженер-майора, в 1954 году он уже инженер-подполковник, в 1961 году — инженер-полковник. В том же году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата военных наук. Занимал должности старшего офицера в Главном разведывательном управлении. В бурные 50-е годы прошлого столетия, когда Советский Союз в политическом и особенно в военном плане противостоял практически всему остальному миру, он начинал свою разведывательную деятельность, работая сначала в посольстве СССР в Париже, затем сотрудником Секретариата ЮНEСКО. Не менее бурными были события в мире и в 60-е годы. В более жестоком противостоянии находились блок НАТО и страны-участницы Варшавского договора. С конца 1959 года по август 1963 года Павел Дмитриевич был в длительной зарубежной командировке. Некоторое представление о деятельности военного разведчика Тарабаева могут дать его публикации, выловленные из сети интернет. В журнале ИМЭМО в 1978 году была опубликована статья П.Д.Тарабаева «Нейтронное оружие: каково оно?», а в книге «Очаг напряжённости», опубликованной в 1980 году в соавторстве с контр-адмиралом А.Р.Астафьевым, рассказывается об агрессивных замыслах США в Персидском заливе и Индийском океане.

С сентября 1970 года П.Д.Тарабаев начальник отдела, а с января 1972 года начальник управления направления военной экономики. В 1974 году уволился в запас по болезни, имея выслугу более 35 лет, с правом ношения военной формы одежды. О наградах за годы службы в ГРУ сведений не имеется, ведь многие подвиги военных разведчиков оцениваются закрытыми указами главы государства, и ещё много лет, а то и десятилетий содержание их наградных листов может оставаться государственной тайной.

С генеральской должности в Главном разведывательном управлении Советской Армии кандидата военных наук П.Д.Тарабаева в 1974 году пригласили на заведование сектором военно-политических проблем Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР (ИМЭМО), где он занимал заметное положение. Этим сектором он руководил в течение четырёх лет, а затем работал в нём ведущим научным сотрудником до ухода на пенсию в 1982 году. Как пишет сестра П.Д.Тарабаева Людмила, он ушёл из жизни в расцвете сил и похоронен в Москве.

Гор. Архангельск.