Автор:
Галя Кощеева
— Про мою жизнь можно книгу написать, всего и не расскажешь, — признаётся Нина Ивановна Буянова, которая 6 февраля отметит 80-летний юбилей. — Расскажу один случай. Шестым ребёнком, Танечкой, была на сносях, но решила идти по клюкву.
Втроём пошли в Eцко. За реку перебрели, осень была — сентябрь. В гору поднялись километра на два, и болотце открылось. Насобирала забеньку — высыпала в пестерь, ещё забеньку. Спина устала, прилегла на сухой коц у сосенки. Бабы увидели: ой, наверно, рожает Нинка-то, у неё уж срок. Пошли все домой. Опять реку перебрели, а у дома стоит «Скорая». Анна Апполинарьевна приехала, чтобы в Подюгу везти в роддом. Собирайся. Не поеду я в больницу, у меня ничего не болит. И не поехала. Время подойдёт — сама приду. Через неделю Костя Ладишин увёз в больницу. Отзывчивые у нас люди.
Таина созвала в хор «Частушка», долго пела в хоре — песня жить помогала. Где мы только не выступали: в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Вельске, Коноше, Подюге, Сосновке, в деревнях Тавреньгс-кого куста. А дома в Вельцах и не сосчитать.
— Один раз на ярмарке в Архангельске вижу, идёт начальство к нашей коношской группе, — вспоминает улыбчивая юбилярша. — Бабы запели «Сёлышко», а я плясать пошла. Губернатор Игорь Орлов не выдержал — пошёл плясать со мной, а я частушку запела:
Мы с товарищем попляшем.
Ты, товарищ, поиграй.
Из деревни выселяют,
Будем жить по городам.
Вот такая заводная наша Нина Буянова. А ещё гостеприимная, добрая, искренняя, открытая, приветливая, остроумная, трудоголик в хронической форме. А жизнь-то была не сладкая.
Родилась наша труженица в деревне Вельцы в 1939 году. Отца убили на войне, когда Нине было шесть месяцев, а мама умерла. С 13 лет — сирота, лиха досталось. Тётя Грепа и Апполинарий Дмитриевич приютили. Сразу стала трудиться на разных работах, куда пошлют — то и делала: на молотилке солому выкидывала деревянными вилами и др. На 18-ом году вышла замуж за Ивана Буянова, родилось шесть девок.
На скотном дворе отработала 22 года дояркой, вначале два года -подменной дояркой, потом Анна Лобанова отдала стадо — 20 коров. На старом деревянном дворе приходилось нелегко: коров доили вручную, на работу — в пять утра, воду волочили из колодца, наливали в корыта, сено носили ношами на себе из сарая, силос возили тележками, осенью капустный лист носили бураками, в кормушки раскладывали, турнепс лопатой секли, комбикорм заваривали в ящике и раздавали коровам в кормушки. А если корова телится ночью, сторож вызывал доярку. Телёнка надо выпоить 20 дней, потом сдавать телятнице. Молоко носили в вёдрах на коромысле на маслозавод. Потом новый кирпичный двор построили. Навоз стали выкачивать, вода — в поилках, коров доили аппаратом. Две — три коровы подоишь и сливаешь молоко в бачок, животновод принимает, у каждой доярки два бочка. Из Николаевки приходила машина с бочкой и увозила молоко в Коношу. Стало работать легче, да здоровье уже не то, руки болели, пять лет на откорме бычков трудилась. В 50 лет ушла на пенсию, два года ещё работала в детском садике.
Работала хорошо, на Доске Почёта была в Коноше. На собрания ездила: то в Фоминскую, то в Коношу, то в Николаевку. Награждали премиями, их было много. В соревновании по молоку первое место занимала. Кулякин Иван Васильевич вручил медаль «За преобразование Нечерноземья РСФСР».
О Нине Ивановне писала уже газета «Коношский курьер». В статье «Деревня моя — Вельцы» Валентины Черепахиной от 3 февраля 2005 года энергичная Нина Буянова говорит: «А у меня, как у всех, проблем хватало». Выстояла, выдержала, пережила все трудности терпеливая женщина. Сейчас счастлива своим богатством — у неё 14 внуков и 19 правнуков.
Весной и летом живёт в красивом, большом доме, на самой горе, а на зиму переезжает в Подюгу в уютную двухкомнатную квартиру с удобствами.
Нина Ивановна, гордись ты годами своими. Пусть неотъемлемой частью в жизни будет здоровье, бодрости тебе в теле, жизнь чтобы светом была полна. Чтобы дети, внуки и правнуки радовали тебя.
С юбилеем тебя, Нина Ивановна.
пос. Подюга.