Автор:
Татьяна Хрычева
Спектакль «Кроткая. Этюд» (режиссер Юлия Шишина), прошедший 15 октября в Коношском Доме культуры и досуга, носил явно камерный характер. Зрители не сразу покинули зал по окончании игры актеров на сцене, а еще некоторое время находились в эмоциональном ступоре от постановки.
Автор фото: Антон Чеплагин
Спектакль отличала лаконичность реквизитов, чтобы внимание публики было сфокусировано только на актерах. Черный стол и стулья, оконная рама, висящая, как дамоклов меч, над всем действом, тонкая белая вуаль, которая по ходу пьесы становится то свадебным нарядом, то смертным саваном. В музыкальном сопровождении превалировали звуки метронома и колокольного звона, которые на кульминационных моментах достигали наивысшей точки. Костюмы актеров выдержаны в трагичных черных тонах, единственным светлым пятном смотрятся распущенные волосы главной героини — Кроткой.
Погружаешься в эту историю буквально с первой секунды, и она не отпускает тебя еще и после того, как покинул зрительный зал. Весь спектакль построен на эффектном воздействии на публику. Палитра эмоций, которой владеют молодые актеры Санкт-Петербургского института культуры Егор Смуткин, Елена Соломина и Татьяна Воропаева, поражает: от холодности или обреченности к нарастающему нерву напряжения -все на уровне взгляда, жеста, позы — до эмоционального взрыва, помешательства. Удивительное ощущение — не хотелось аплодировать в конце, настолько ты сливаешься с действием, с актерами, что на поклонах еще не отделяешь себя от происходящего «по ту сторону» — на сцене.
Сложность для актеров в этом спектакле была еще и в том, что они смотрят прямо в глаза зрителю, взывают к нему неоднократно, что не исключало возможности нарочитой театральности. Режиссер Юлия Шишина нашла, на мой взгляд, очень достойное прочтение произведения Федора Достоевского через мимику, интонацию, в чем отражается прежде всего глубочайший психологизм этого автора. Хотя человеку, с произведением не знакомому, сюжетная линия может быть не совсем понятна. Поэтому лучше сначала прочесть рассказ. Режиссер вводит в спектакль еще один персонаж, которого нет у Достоевского. Кто она? Внутренний голос? Второе «я» главного героя Ростовщика? Тогда почему она вторит и ему и ей? Вопросы, на которые каждый зритель отвечает самостоятельно.
Люди, любите друг друга, пока время не испепелило вас, говорит зрителю Ростовщик. И эти его слова «красной нитью» проходят через всю постановку. Сам же он эту истину понял слишком поздно, оставшись в убийственном одиночестве.
Организаторы фестиваля «Петербургский сезон в Норинской», в рамках которого состоялся спектакль «Кроткая. Этюд», приносят свои извинения коношанам, которые не смогли на нем побывать. Время проведения спектакля было перенесено по серьезным техническим причинам.