28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Станция Коноша на Чистом болоте

06 августа 2018

Автор:

Олег КОРОЛЁВ, г. Вологда.

 

Напомню, что в 1998 году вышла в свет книга С.Н.Конина «Коноша и коношане». Первая книга, в которой автор попытался собрать воедино, обобщить все то, что было известно о нашем поселке к тому времени.

Но книга не давала ответы на все вопросы, касающиеся рождения Коноши. У Сергея Николаевича на тот момент не было необходимого материала, который начал появляться лишь в недавнее время. Его статья «Станция Горисница» («Коношский курьер», 2013 год) как раз имела целью закрыть некоторые «белые пятна» в истории нашего поселка. Однако ж, когда в викторине, проводимой к 80-летию Коношского района в 2015 году, был задан вопрос о предполагаемом месте строительства станции Коноша, правильного ответа на него получено не было. Почему-то до сих пор считается, что станцию планировали построить у реки Коноши, хотя это не так.

Как уже рассказывал в своей статье С.Н.Конин, первоначально никакой станции Коноша не планировалось. Между станциями Иванова Гора (Ерцево) и Грехнев Пал (Вохтома) должен был быть построен пункт промежуточного водоснабжения с забором воды из речки Горисницы. Но затем для увеличения пропускной способности железной дороги количество и расположение планируемых станций изменили. Было решено, что в районе речки Горисницы (Горишницы) должна быть построена станция Горисница на 206,8 версте от Вологды. На этой станции предполагалось организовать медицинский приемный покой и поместить при нем фельдшера и санитара. Затем в документах название станции «Горисница» было зачеркнуто и написано «Коноша».

20 октября 1894 года были закончены изыскания направления железной дороги в районе деревни Верхней. Лесничий Гурьев подробно описал результаты работы изыскателей. Вот несколько слов из его отчета: «…прорублено три линии через урочища за Нижним озером и против течения речки Березовки, до реки Коноши на протяжении примерно 13 верст, а ширина этих линий во всех местах не превышает двух сажень. ». С наступлением зимы начались работы по расчистке от леса трассы строящейся железной дороги, а весной — земляные работы. Насыпь велась от деревни Куфтыревской (Вохтома) на юг. К началу июня 1895 года было отсыпано около 5 верст. За проведением работ следили жандармские унтер-офицеры. В рапорте ротмистра Арендта говорится о том, что один из унтер-офицеров, следя за работами, обнаружил зарытое в насыпь гнилое дерево. Это было сделано для ускорения работ и являлось нарушением, могущим впоследствии вызвать железнодорожную катастрофу.

23 июня лесной объездчик Березин составил рапорт о том, что Обществом железной дороги проложен проезд на верховых лошадях из Вохтомы в деревню Верхнюю. Работами руководили десятники Осип Гандуля и Яков Дьячков, проживающие в Вохтоме. Кроме того, была исправлена старая тележная дорога из деревни Фатуново в Давыдовскую волость. Все эти работы выполнялись для проезда комиссии в составе: «… старший инспектор железной дороги, старший врач, строитель дороги Мамонтов, прочие участковые начальники и начальники дистанций…».

Так как изысканная в 1894 году линия оказалась очень неудобной и извилистой, то в июле 1895 года в Глубоковской казенной даче для отыскания удобного места и крепкого грунта для железной дороги строители вырубили две линии с промежутком одна от другой в 7 саженей. Также ими был построен железнодорожный барак. Руководил работами десятник Григорий Костылев, проживающий в деревне Верхней. В августе исправления линии продолжились и были прорублены новые просеки.

В сентябре 1895 года на запрос Вельского уездного земского Собрания от Общества железной дороги было получено уведомление, что «… ближайшая к городу Вельску станция будет Коноша на 206 версте линии, в расстоянии от города Вельска около 120 верст. ». В марте 1896 года появляются документы о том, что станция Коноша должна быть расположена у деревни Верхней в Кремлевской волости. Брать воду для паровозов планировалось из озера Нижнего (ныне Лесозаводское).

В апреле объездчик Березин в своем рапорте писал, что в урочище Чистое болото в 2-х верстах от деревни Верхней появилось множество рабочих, которые приступили к строительству бараков на станции. Работы возглавлял десятник Василий Михайлович Зеленков. Общее руководство вел Семен Осипович Дмитриев, который снимал квартиру в деревне Верхней у крестьянина Иннокентия Черепанова.

Большое количество людей было задействовано и на строительстве моста через реку Коношу. Сюда же к реке доставлялись известь и камень, добываемые поблизости. В «Списках приемных покоев для больных, находящихся в пределах 3-го стана Каргопольского уезда» от 12 апреля 1896 года упомянут приемный покой при станции Коноша Мелентьевской волости у реки Коноши. Именно этот документ ввел многих в заблуждение относительно первоначального расположения станции Коноша. Как было сказано выше, приемный покой был запроектирован на станции Горисница (Коноша). Но самой станции еще не было, и приемный покой разместили в уже построенной казарме у реки Коноши в Мелентьевской волости.

У деревни Верхней, на месте строительства станции Коноша, к 1 июля 1896 года были построены только два временных барака.

18 августа в деревне Верхней рабочие в числе 20 человек, пришедшие в нетрезвом виде с линии строящейся железной дороги, произвели буйство у винной лавки Рябнова, во время которого находившийся в этой же лавке крестьянин деревни Верхней некто Ф.В. из ружья убил одного из буйствовавших. Для расследования убийства из Кадникова прибыли судейский следователь и уездный врач.

27 сентября 1896 года помощник лесничего Язвинский произвел осмотр строящейся железной дороги и так описал Коношу: «…под станцию занято 7-мь пикетов или 350 сажень в длину и до 80 сажень в ширину. Место под станцию выбрано на Чистом болоте, поросшем редким низкорослым сосновым лесом. На самой станции возводится здание вокзала, а также другие жилые и нежилые постройки. От станции прорублена просека к озеру Нижнему для устройства водопровода. Близ станции устроены кирпичные заводы…». Также он отмечает, что на линии имеются пять деревянных мостов через речки и ручьи, всевозможные временные помещения для рабочих.

В 1897 году работы по строительству станции продолжались. На самой станции проживали пожарный линейный сторож Александр Пронин и унтер-офицер Нечаев. В документах упоминаются старшие рабочие: Кирилл Иванович Тушин и Сергей Михайлович Сумин.

По линии уже ходили поезда, которые иногда становились причиной пожара. Так, 21 июля 1897 года недалеко от станции Коноша произошли два пожара, потушенные рабочими со станции. Причиной одного пожара стал отходящий со станции Коноша поезд, из паровика которого выбросило угля с огнем, виновного во втором пожаре выяснить не удалось, так как «…рабочих разного рода было множество на железной дороге: землекопов, плотников и прочих…».

Ну а что было дальше, рассказывать не надо, об этом подробно написано в книге С.Н.Конина «Коноша и коношане». Надеюсь, что данный материал, позволит читателю немного разобраться в истории нашего родного поселка.