Автор:
Татьяна Хрычева
Пострадавшие от финансовой пирамиды не испытывают иллюзий и уже не надеются получить назад свои деньги
В Коноше под председательством федерального судьи Татьяны Калмыковой продолжается судебное слушание по уголовному делу в отношении бывшего предпринимателя, а ныне пенсионера Эдуарда Бродецкого.
27 томов уголовного дела.
Автор фото: Татьяна Хрычева
Напомним, что в течение ряда лет коношане доверчиво несли к нему свои денежные средства взаем, соблазненные невероятными процентами (в зависимости от суммы вклада — от 15 до 36 процентов годовых). Справедливости ради надо заметить, что с 2002-го по 2009 год граждане ежемесячно получали стабильный доход по своим вкладам. Но вскоре финансовая сказка закончилась. Эдуарду Бродецкому инкриминируют мошенничество в особо крупном размере (статья 159 часть 4).
Из-за большого числа фигурантов процесса, которых не смог бы вместить зал районного суда, первое заседание было решено провести в конференц-зале районной администрации. Государственный обвинитель Дмитрий Сисин более полутора часов зачитывал обвинительное заключение. Множество договоров с физическими лицами и огромные суммы по ним фигурируют в уголовном деле. Помнит ли Бродецкий этих людей поименно? По его лицу ничего нельзя прочитать. Свою вину он не признал.
Один за другим к трибуне подходят потерпевшие. Это разные люди, с разным образованием и уровнем дохода, но истории, изложенные ими на следствии, все, как одна, похожи. Кто-то работал вместе с Бродецким, кто-то узнал из газеты, а кто-то от знакомых, что можно выгодно вложить деньги под хороший процент. Финансовые средства к нему текли рекой. В числе его счастливых кредиторов находилось много людей, которые делились своей радостью легкого обогащения с родственниками и друзьями, тем самым создавая «сарафанную» рекламу. Более того, некоторые коношане продолжали относить деньги даже тогда, когда на горизонте явно обозначился крах его бизнеса, что очень трудно объяснить с точки зрения сегодняшнего дня. Их никто не предупреждал о риске, который может сопровождать кредиторов. Люди заключали договоры, заверенные печатью и подписью предпринимателя, а когда, по истечении срока, приходили забрать деньги, им говорили, что все свободные средства вложены в бизнес, и предлагали переоформить договор. Обвиняемый уверял своих заимодавцев, что дела у него идут хорошо, бизнес-проекты приносят хороший доход. Кредиторам предлагал подождать, обещая, что с теми, кто не станет обращаться в суд с исками о взыскании средств, рассчитается в первую очередь. В суде некоторые из потерпевших говорили, что знали об отъезде Бродецкого в Москву, другим это было неизвестно.
Интересуюсь у одного из потерпевших, Александра М.: «Почему же Вы были так неосторожны? Ведь в 2000-х годах о финансовых пирамидах было широко известно. СМИ взахлеб писали о деятельности известного финансового фокусника Сергея Мавроди. Горькие истории его вкладчиков не миновали тогда ни одной газеты».
— Где тот Мавроди и где мы. Тогда казалось, что это свой, местный, что не обманет, что подобного с нами никогда не случится.
В последние дни существования «империи» Бродецкого в его офис шли разгневанные люди, требуя вернуть свои кровные деньги. Бывало, что и карету «скорой помощи» вызывали, поскольку от бурных и эмоциональных разговоров становилось плохо то посетителям, то самому организатору этой финансовой пирамиды. Из разговоров, которыми тогда полнилась Коноша, известно, что долг по зарплате сотрудникам созданной им газеты «Коношские ведомости» он погашал, «раздавая» редакционные компьютеры, офисную мебель, канцтовары!…
На первое судебное заседание пришло больше половины потерпевших.
Автор фото: Татьяна Хрычева
Для подсудимого Эдуарда Бродецкого мерой пресечения стала подписка о невыезде. От следствия он не скрывался. Нам довелось присутствовать на одном из судебных заседаний. Потерпевших вызывают по десять человек до перерыва и столько же после него. Атмосферу можно назвать спокойной. Видимо, эмоции, выплеснутые обманутыми людьми на домашних кухнях еще до начала судебных слушаний, несколько поугасли, да и обстановка суда не располагала к бурному проявлению чувств. Государственный обвинитель каждому потерпевшему задает вопрос: какое наказание заслуживает подсудимый? Отвечают: реальный срок лишения свободы.
Доверчивость. Это слово и производные от него повторяются на протяжении всей этой истории как в зале суда, так и за его пределами. Доверчивость — это свойство, качество и, если хотите, образ жизни русского человека. Но за сухими цифрами денежных сумм, которые называются на слушании, стоят слезы людей. Кто-то держал деньги на «черный день», кто-то откладывал на крупную покупку, кто-то на свадьбу, медицинские операции и прочие житейские нужды.
Точку в судебном разбирательстве по делу Бродецкого поставят не скоро. На момент выхода статьи в печать ещё не опрошены все потерпевшие, а далее предстоит изучение показаний свидетелей и самого подсудимого.
МЫ ЗАДАЛИ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СУДЬЕ ТАТЬЯНЕ КАЛМЫКОВОЙ:
На первое судебное заседание пришло больше половины потерпевших.
Автор фото: Татьяна Хрычева
— Татьяна Николаевна, когда было возбуждено интересующее нас дело?
— Уголовное дело в отношении Эдуарда Бродецкого велось с февраля 2013 года. Для расследования всех обстоятельств была создана следственная группа. 121 человек проходит по делу в качестве потерпевших.
— Все они будут вызваны на судебное заседание?
— Все потерпевшие должным образом извещены о судебных заседаниях, но часть из них обратились в суд с просьбой, чтобы в зал суда их не вызывали, а огласили их показания, данные на следствии. Однако подсудимый, и это его право, возражает. Он хочет, чтобы все потерпевшие лично присутствовали на суде, поскольку он будет задавать им вопросы. На сегодня допрошено 73 человека.
— Сколько томов содержит уголовное дело?
— Материалы по уголовному делу уместились в 27 томов, еще несколько томов — вещественные доказательства. Кроме этого, в суд необходимо вызвать 45 свидетелей, которые живут не только в разных городах России, но и за рубежом.
— На Вашей памяти это первое дело с таким количеством фигурантов?
— В 2000 году в Подюге рассматривалось дело по обвинению Марины Ганичевой, работника Сбербанка, в мошенничестве и присвоении денежных средств вкладчиков в период с 1996-го по 1999 год с использованием своего служебного положения. Там фигурировало более 100 потерпевших. Слушания продлились целый месяц.
Мы будем наблюдать за тем, как идет судебное слушание, и поэтапно рассказывать о нем нашим читателям.