«В начале жизни школу помню я». Эта известная строчка из пушкинского стихотворения созвучна тому настроению, которое испытывает человек в минуту, когда школьные мгновения-воспоминания снова уводят его в детство, в родной школьный класс, где любимый учитель ведет урок.
Идут годы, сменяются поколения, время неумолимо, оно стирает из памяти имена, а так хочется, чтобы каждого учителя помнили, гордились тем, что учились у него. Эти светлые воспоминания нужны в первую очередь самим бывшим ученикам.
За восемь десятилетий существования Коношской средней школы сотни учителей спешили каждое утро в её классы, создавали историю школы, а главное — учили — добру, порядочности, любви к своей Родине, уважению к людям и, конечно, давали глубокие знания по своему предмету, готовили к взрослой жизни.
Говорят, учителя русского языка и литературы определяют нравственный климат школы. В эти юбилейные дни вспоминаются наши ветераны — учителя 50 — 80-х годов. В первую очередь хотелось бы рассказать о тех, кого уже нет с нами.
Зинаида Васильевна ЗЕНКОВА -учитель литературы в старших классах. О ней делится воспоминаниями Н.Н.Комотесова:
— Казалось, она знала всё по своему предмету. Сама трепетно относилась к Её Величеству Книге и от своих учеников требовала того же. В те годы обязательным на выпускных экзаменах было сочинение. Поэтому требования были самыми строгими. Это был учитель неравнодушный к судьбам учеников, она по-матерински наставляла нас, многое прощала — одним словом, воспитывала. Мы чувствовали, что ей было интересно с нами.
Нина Федоровна ЖИГОЦКАЯ — учитель-наставник Г.И.Ефремычевой. Галина Ивановна вспоминает:
— Если хочешь, чтобы на уроке была дисциплина, если хочешь, чтобы тебя уважали, а твой предмет любили ученики, готовься к каждому уроку очень хорошо, удивляй, придумывай что-нибудь новое, рассказывай увлеченно, — так начала разговор со мной, студенткой последнего курса пединститута, приехавшей на практику в Коношскую среднюю школу, Нина Федоровна. Посещая ее уроки, я видела, что она и сама хорошо подготовленной шла на урок: помечены в рабочем конспекте страницы текста, с которыми на уроке будут работать ее ученики, выписаны цитаты из критических статей, прописано домашнее задание. Нина Федоровна не была щедрой на похвалу, поэтому если говорила «хорошо», я была счастлива. Она всегда сосредоточена, строга, требовательна, не болтлива, понапрасну времени на разговоры не тратила и у других этого не любила. Но когда улыбалась, в глазах такие теплые искорки — то ли лукавства, то ли иронии, то ли нежности и снисхождения. Спустя три года я снова приду в Коношскую среднюю школу, но не студенткой-практиканткой, а дипломированным учителем и буду работать с Ниной Федоровной в качестве коллеги. Потом она ушла на пенсию.
Г.В.Власова о Нине Власовне БАРАБАНОВОЙ:
— Мне очень повезло с учителем русского языка и литературы. Нина Власов-на Барабанова — педагог, давший путевку в профессию и мне. Талантливый учитель, знающий свой предмет в совершенстве, замечательный человек не может не затронуть детские сердца. Отличная дисциплина на уроках, хотя педагог никогда не повышал голоса, твердые знания по русскому языку и литературе даже у «троечников», умение так организовать урок, что самое сложное казалось простым — все это отличало Нину Власовну. Один известный писатель говорил об учителях так: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе». Эти слова вполне можно отнести к моему учителю. Прекрасный человек, не сказавший о людях ни одного плохого слова, любивший всех своих близких, коллег и друзей, останется в памяти всегда.
Наши бывшие коллеги, наши старшие друзья О.А.Аронова, Г.М.Лебедева, З.П.Капинос, О.П.Мишенцева, В.И.Лебедева. Они не утратили связи со школой, им все интересно, и разговоры наши на одну тему: как там, в школе?
Галина Михайловна ЛЕБЕДЕВА.
Думается, не будет ошибкой, если скажем, что у половины бывших учеников Коношской средней школы 50 -80-х годов Галина Михайловна — любимый учитель. Она привлекала и покоряла всем: своей элегантностью, красотой, утонченной воспитанностью, но главное — умом, эрудицией, знанием в совершенстве своего предмета. Она никогда не повышала голос, но умела найти подход к самому неугомонному и вредному ученику. Всегда очень спокойная, неторопливая, казалось, и жизнь её такая привлекает и устраивает, но — нет! На самом деле она была в молодости прекрасной спортсменкой, увлекалась туризмом, до сих пор любит рыбалку, пешие прогулки. Неординарный человек!
Ольга Андреевна АРОНОВА.
Внешне очень спокойный, тактичный учитель — и очень требовательный. На уроках — всегда полная тишина и рабочая обстановка. Ольга Андреевна не позволяла никому нарушать дисциплину. Сколько сил ей это стоило, если в классах было по 40 человек! Ее ученики всегда отличались аккуратным и грамотным письмом.
Ольга Павловна МИШЕНЦЕВА.
Родной язык для неё — это святое, к слову она относится внимательно и трепетно, недаром после выхода на заслуженный отдых трудилась в одной из районных газет в качестве журналиста и, к слову, очень неплохого. И все же уроки литературы для Ольги Павловны были более любимы. С каким увлечением читала она стихи, восхищалась мастерством любимых поэтов, о которых могла говорить часами. Ученики слушали её завороженно.
Зоя Петровна КАПИНОС.
Хотя она недолго работала в нашей школе, но запомнилась как знающий и глубокий учитель. Интеллигентная, очень доброжелательная, удивительно скромная, всегда внимательная к ребятам, добрая с ними, старательно относилась к подготовке к каждому уроку. В прошлом Зоя Петровна — директор одной из школ района, поэтому порядок во всех делах для неё — это в крови.
Людмила Георгиевна ПЕСТЕРЕВА.
— Очень справедливый учитель — так считает её ученица Н.Н.Мережина. У неё никогда не было любимчиков, со всеми ровная, любила порядок во всем: если урок, то дисциплина идеальная, перемена — в классе наводят чистоту. В общем была фанатом своего предмета в лучшем понимании этого слова. А какой это был классный руководитель! Образец и для нас, теперешних классных мам.
Ольга Александровна ТЕРЕХИНА.
В далеком 1963 году в Коношскую среднюю школу пришла молоденькая учительница — Ольга Александровна Еремина (Терехина). Выпускница Каргопольского училища приняла 4 класс начальной школы, в котором обучалось 42 человека.
Ребята полюбили молодого педагога: интересно было на каждом её уроке, она постоянно придумывала что-нибудь новенькое, нестандартное: трудные правила правописания не дома зубрили, а на уроке хором так заучивали, что запоминалось всё быстро и легко. Ольга Александровна организовала соревнование класса с редакцией газеты «Призыв» — четвероклашки были в восторге! Летом — обязательно в турпоход, а зимой — на лыжи и на Горишницу.Те ученики Ольги Александровны (Кропачева Валя, Николина Юля, Патракеев Сергей и другие) с большой любовью вспоминают школу, свой 4 класс и никогда не забывают пригласить на встречу с выпускниками любимую учительницу.
Директор школы Данилов М.Т. внимательно наблюдал за работой молодой учительницы с первых дней её появления в школе. Посещал уроки Ольги Александровны в течение четверти, а потом на педсовете ставил в пример и рассказывал о её методах — новинках в обучении детей. Убедившись в том, что Ольга Александровна — человек очень ответственный, поручил ей ещё одну новинку: осваивать переход на трехлетнее обучение в начальной школе. Она была первой в районе, кто взялся за такое непростое дело, и -получилось!