28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

История путешествует на колесах

18 апреля 2017

Автор:

Татьяна ТАТЬЯНИЧЕВА.

 

26 — 27 октября музей на колесах истории Северной магистрали вновь посетил Коношу, в этом году — уже шестая командировка.

 

Начальник вагона-музея, он же экскурсовод, Андрей Чесноков.
Автор фото: Татьяна ТАТЬЯНИЧЕВА.

Мы беседуем с начальником вагона-музея Андреем Чесноковым. Напомним, что вагон-музей существует с 2002 года согласно указу Министерства путей сообщения РФ. В его фондах числится около полутора тысяч экспонатов. Как всякий другой, вагон-музей имеет запасники, в которых хранится часть предметов. Здесь собраны свидетельства об интересных фактах, связанных со строительством и работой Северной железной дороги. Старинные фотографии, книги, железнодорожные формы, различные экспонаты железнодорожной тематики начала ХХ века: фонари, рельсы и оборудование, шпалы и многое другое. Пополняется коллекция, в основном, за счет пожертвований. Последние приобретения — пять старых фотографий, найденных на чердаке одного из домов в Ярославской области.

 

Мальчишек заинтересовал ручной пулемёт Дегтярёва.
Автор фото: Татьяна ТАТЬЯНИЧЕВА.

За два дня пребывания в Коноше в вагоне-музее побывало около 230 коношан и гостей поселка. По словам Андрея Ивановича, на крупных станциях в день приходит по 300 -400 человек, а рекордным стало посещение музея семьюстами любителями истории. Приходят как организованные группы из школ или организаций, так и обычные жители. Подержав в руках лопату помощника машиниста или паровозный крейц-копфный ключ конца XIX века, посетители могут оценить специфику работы прошлого поколения железнодорожников.

 

Форма проводников в годы Великой Отечественной войны.
Автор фото: Татьяна ТАТЬЯНИЧЕВА.

Одна из новых экспозиций посвящена малоизученной, оттого и вызывающей неподдельный интерес странице истории Северной железной дороги. Так называемая «мертвая дорога», протянувшаяся от Лабытнанги (самой крайней точки СЖД) до реки Игарки. После войны она оказалась не востребованной: около 60 километров заброшенных рельсов, по сторонам дороги стоят такие же брошенные бараки, в которых когда-то жили люди. Пока экспозиция представлена только фотографиями, возможно, она будет пополняться и объемными экспонатами.