28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Защита человека от государственного произвола

16 марта 2017

В мае исполнилось 15 лет с тех пор, как был создан институт Уполномоченного по правам человека в России — независимая и неподотчетная госорганам и должностным лицам структура, цель которой — защита людей от произвола и злоупотреблений со стороны власти. На вопросы нашего корреспондента отвечает главный российский омбудсмен Владимир ЛУКИН.

— Владимир Петрович, у нас немало государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав граждан — прокуратура, суд и другие. В чем специфика института Уполномоченного по правам человека?

— Мы не заменяем, а дополняем существующие средства защиты прав и свобод граждан, а главное отличие состоит в том, что наш институт отстаивает права человека, которые были нарушены по вине тех самых государственных органов и должностных лиц, которые призваны их защищать. Во избежание давления со стороны властных структур федеральным законом определен особый статус Уполномоченного, благодаря которому он независим и неподотчетен госорганам и облаченным полномочиями персоналиям. Мы являемся связующим звеном между людьми и властными структурами.

— Значит ли вышесказанное, что наших граждан необходимо защищать от государства?

— В мире нет совершенного государственного устройства, которое бы гарантировало полное соблюдение прав и свобод каждого своего гражданина. При несовершенстве законодательной базы или вмешательстве человеческого фактора накладки неизбежны. Первые институты Уполномоченных по правам человека (омбудсменов), возникшие в начале XIX века, в качестве главной функции предполагали контроль за деятельностью государственной администрации и защиту граждан от произвола. Данная функция популярна и по сей день.

— Получается, что омбудсмен находится «между молотом и наковальней». Какими качествами в таком случае должен обладать Уполномоченный, чтобы работа данного института была эффективной?

— В условиях нашей страны специфика обязанностей Уполномоченного по правам человека состоит в том, что ему нередко приходится призывать государство к проявлению справедливости в вопросах соблюдения прав и свобод человека даже в тех случаях, когда формальные требования закона соблюдены.

Уполномоченный действует с помощью личного авторитета, а не каких-то принудительных средств или приказов.

— С какими проблемами люди чаще всего обращаются к Уполномоченному?

— Что волнует конкретных людей? Хозяйственные, земельные, социальные проблемы, права военных, ветеранов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, семейные вопросы. Ежегодно мы получаем в среднем от 24 до 26 тысяч жалоб. В этом году больше стало обращений по проблеме доступности бесплатного образования, жалоб на злоупотребления в связи с изменениями тарифов ЖКХ. По-прежнему актуальна реформа пенитенциарной системы.

— Насколько действенно Уполномоченный может помочь людям, какие меры принять, защищая права граждан?

— Я лично никого с постов не снимаю и под суд не отдаю. Сейчас закон позволяет мне, как Уполномоченному, ходатайствовать о возбуждении административного или дисциплинарного производства, обратиться в суд или прокуратуру с просьбой о проверке вступившего в силу решения суда. Но я не имею права быть участником судебного процесса. Поэтому занимаюсь рассмотрением жалоб в досудебном либо в послесудебном порядке. Когда дело прошло две инстанции и на вторичном уровне приговор вступил в законную силу, то, получая жалобу о том, что на предыдущих этапах явно были нарушены законы и это доказуемо, могу обратиться в высшие суды, вплоть до Верховного и Конституционного.

В случае грубого и массового нарушения прав человека имею право проявить инициативу — выступить со своими собственными заявлениями и даже предложить парламентские слушания, парламентское расследование. Реализация данной процедуры вызывает у «нарушителей» серьезные опасения. Представляю ежегодный доклад о нарушении прав человека президенту России и Государственной Думе, в нем отражены как наиболее актуальные проблемы с нарушением прав граждан, так и частные случаи, но имеющие значимую подоплеку.

— Как один Уполномоченный может решить столько проблем?

— Конечно, учитывая, что штат Уполномоченного всего около 280 человек, наблюдать за соблюдением прав людей в каждом из 89 регионов малоэффективно. Существует необходимость в развитии института региональных Уполномоченных. Но не в том виде, в котором он представлен сейчас — местные чиновники и парламенты сами решают, нужен им институт Уполномоченного по правам человека или нет. Кроме того, не соблюдается главное условие работы регионального Уполномоченного — его независимость от государственных органов. Для эффективного функционирования необходимо выработать и принять единые основы деятельности института Уполномоченного по правам человека в регионах России.

Наш корр.