28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Локомотивное депо в стиле ретро

15 апреля 2018

Автор:

Татьяна Владимирова

 

У Коношского локомотивного депо богатая история. Первое его название — паровозное депо. В постоянную эксплуатацию оно было сдано в 1932 году.

 

Работники локомотивного депо в начале 80-х годов.

Его создание связано со строительством в 1929 году железнодорожной ветки Коноша — Вельск, по которой вывозили в Москву лес, а также балласт и гравий на нужды Северной железной дороги. Приписной парк составлял от 6 до 12 паровозов серии «ОВ». Первым его начальником был В.В.Малютин. В фонды районного краеведческого музея попал уникальный документ — благодарность работнику за подписью первого руководителя.

В первый год работы депо построили деревянное здание для стоянки и ремонта паровозов, где находились смотровые ямы и один токарный станок. Первыми токарями были И.Шабловский и П.Первунин.

В 1933 году для укомплектования штата на постоянную работу из Няндомы прибыли пять паровозных бригад. Первым наставником (по-современному машинистом-инструктором) был назначен В.Д.Аронов, который впоследствии возглавил паровозное депо (1937 — 1965 гг.). Одними из первых машинистов, чья безупречная работа снискала к себе уважение, стали М.В.Дубасов, В.П. Попов, Ф.П.Онишин, В.М.Еремеев.

 

Уникальная грамота за подписью первого начальника локомотивного депо В.В.Малютина.
Автор фото: Татьяна Владимирова

В 1934 году построена и пущена в эксплуатацию электростанция для освещения служебных помещений и станционных путей.

Прошедшее в 1935 году всесоюзное совещание собрало не только первых вождей партии и правительства, но и простых тружеников железнодорожной отрасли. От нашего района на него был делегирован машинист М.В.Дубасов.

 

П.О.Артёмов.
Автор фото: Татьяна Владимирова

То было время, целиком замешанное на трудовом энтузиазме, повышенных социалистических обязательствах, вере в то, что светлое будущее люди строят собственными руками под руководством партии. Паровозная бригада в составе М.В.Дубасова, П.И.Коновалова и В.Н.Малоземова привела из Подюги в Коношу состав из 25 двухосных вагонов весом 500-600 тонн. Был создан комсомольско-молодежный экипаж старшего машиниста В.Г.Попова.

 

Г.К.Якимчук.
Автор фото: Татьяна Владимирова

В годы войны на смену ушедшим на фронт мужчинам профессию помощника машиниста осваивали женщины. Имена Марии Фомичевой, Анны Щербак, Екатерины Лютиковой, А.Копчиковой и других останутся в истории локомотивного депо.

Со временем совершенствовалась техника. На смену первым паровозам «ОВ» (их ласково называли «овечки») пришли паровозы серии «Щ», в 1939 году — серии «Э», которые тащили за собой состав весом 1500 тонн.

После войны на пути вышли новые локомотивы — мощные и усовершенствованные «СО» и «Л». В депо организована школа передового опыта по отоплению паровозов под руководством машиниста-инструктора А.Г. Банщикова.

В 60-е годы уважением пользуется комсомольско-молодежная бригада старшего машиниста В.В.Коротких в составе Ю.А.Белозерова, Л.Лебедева, А.Глазова.

 

В.Н.Малозёмов.
Автор фото: Татьяна Владимирова

Продолжая путешествовать по времени, отмечаем, что в 70 — 80-е годы коношские машинисты осваивают более современные виды тяги — тепловозы ТЭП-60 и 2-ТЭ-10-В. Маневровый парк заменен на современные и экономные тепловозы УМЭ-3.

Костяк трудового коллектива, его опору составляли фронтовики и те, кто обслуживал прифронтовую зону, — это первоклассные машинисты и руководители, чей труд заслужил высоких правительственных наград. Орден Ленина получили В.Д.Аронов, М.Л.Евстафеев, А.Р.Колыванов. Орденом Трудового Красного Знамени отмечена работа М.В.Дубасова, В.М. Еремеева, И.И.Никитина, В.Г.Попова, П.Г.Кишкина и многих других.

 

В.Д.Аронов.
Автор фото: Татьяна Владимирова

Преумножая славу трудового коллектива, работали Н.П.Насонов, Г.Ф.Дурыгин, И.Л.Губин, И.Г.Нефедов, М.В.Козицын, Г.М.Челпанов, Н.М.Садовников, В.Н.Малоземов, П.Левин, В.И.Ноговицын, Г.К.Якимчук, П.О.Артемов и многие, многие другие.

Редакция благодарит Анатолия Максимовича Дубинина, бывшего машиниста локомотивного депо, секретаря партийной организации депо, который является настоящей «энциклопедией» по истории этого старейшего предприятия района. Мы признательны Коношскому районному краеведческому музею, любезно предоставившему фотодокументы из своего архива.

НАЧАЛЬНИКИ ОБОРОТНОГО ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО С МОМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ:

В.В.Малютин, М.П.Иванов, В.Д.Аронов, С.И.Коновалов, Ю.С.Головкин, Н.С.Пудов, В.И.Ильичев, С.О.Попов, С.М.Барановский.