Автор:
Любовь Чеплагина
Михаил Исаевич Мильчик всю свою профессиональную жизнь посвятил работе в ленинградских областных реставрационных мастерских, получивших затем статус научно-исследовательского института «Спецпроектреставрация». При его непосредственном участии были проведены исторические и архивные исследования многих памятников архитектуры преимущественно на Северо-Западе России. Именно здесь русское деревянное зодчество стало не просто открытием для профессионального историка, но переросло в целую область научных интересов Михаила Мильчика.
Автор фото: Олега Обросова
Недавно историк древнерусской культуры и искусства, председатель общественного фонда создания литературного музея Иосифа Бродского побывал в Коноше, будучи проездом из Санкт-Петербурга в Архангельск. Мы поинтересовались у Михаила Исаевича, какова цель визита в Коношу.
— Цель очень простая. В Петербурге по инициативе Галереи дизайна с немецким названием bulthaup начато издание целой серии книг, посвященных Бродскому. Владельцы этой галереи — большие поклонники Иосифа предложили мне написать о нём. Я получил карт-бланш, то есть полную свободу, и решил сделать многоадресную книгу- своеобразный путеводитель, где представлены литературоведческие статьи, альбом фотографий, стихи, библиография.
Последняя моя встреча с Бродским была в Венеции в ноябре 1993 года. Да и Венеция мне ближе всего, поэтому появилась первая книга «Венеция Иосифа Бродского», затем — «Бродский в Литве». В настоящее время работаю над книгой «Бродский в ссылке» с подзаголовком «Коноша — Норенская». Кое-что необходимо уточнить, сделать фотографии, встретиться с людьми. Меня интересует дата постройки деревянного здания КБО, необходимо прояснить фигуру начальника милиции того времени Одинцова, о котором Иосиф Бродский очень хорошо отзывался. Он сказал, что это один из самых замечательных людей. Надеюсь, что в июле этого года выйдет моя третья книга, презентация которой состоится осенью в Коноше. Вот поэтому я здесь.
Ссылка для Бродского стала переломным временем и в жизни, и в творчестве. Здесь написано около 80 стихотворений, среди них такие шедевры, как «Новые стансы к Августе», «На смерть Т.С.Элиота», «В деревне Бог живёт не по углам», «Народ» и ряд других. Здесь зародился интерес к англоязычной поэзии, здесь начал изучать английский. Лев Лосев справедливо заметил, что Бродский уехал в ссылку одним поэтом, а вернулся другим.
«Те два года, которые я провел в деревне, — самое лучшее, по-моему, время моей жизни», -не раз говорил он своим собеседникам. Пребывание в северной ссылке во многом определило его жизненную позицию: «Я был тогда городским парнем и, если бы не эта деревенька, им бы и остался. Возможно, я был бы интеллектуалом, читающим книги — Кафку, Ницше и других. Эта деревня дала мне нечто, за что я всегда буду благодарен КГБ, поскольку, когда в шесть часов утра идешь по полю на работу, и встает солнце, и на дворе зима, осень или весна, начинаешь понимать, что в то же самое время половина жителей моей страны, половина народа делает то же самое. И это дает прекрасное ощущение связи с народом. За это я был безумно благодарен — скорее судьбе, чем милиции и службе безопасности. Для меня это был огромный опыт, который в какой-то мере спас меня от судьбы городского парня». Кроме того, на встрече в редакции Михаил Исаевич высказал предположение о превращении деревни Норенской, где жил поэт в годы ссылки, в исследовательскую базу Северного (Арктического) федерального университета. Очень важно поддержать инициативы коношан о проведении литературных фестивалей, гостиных, поэтических конкурсов, туристских маршрутов. К сожалению, не можем решить вопрос с возрождением дома, в котором жил Бродский. А надо бы, так как это необходимо будущему поколению. Коноша может стать одним из важных достопримечательных центров на карте Русского Севера.