28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Владимир Абрамов: «Спасибо за память об отце…»

20 декабря 2018

Автор:

Любовь Чеплагина

 

Летом в наш район приезжает немало гостей: кто к бабушкам-дедушкам, кто просто посетить родные места, вспомнить о былом житье-бытье, встретиться с земляками, одноклассниками. В один из субботних июльских дней ранним утром редакция принимала гостей. Визит нашего постоянного читателя — проректора по международным вопросам МИУ, члена Союза журналистов России Михаила Соболева, не случаен. В этот раз он приехал вместе с родным племянником нашего северного писателя Фёдора Абрамова — Владимиром Абрамовым, проживающим в Вильнюсе. Они побывали в Верколе Пинежского района, навестили родственников Фёдора Александровича, помянули тех, кто ушёл в мир иной.

Детство. Школьные годы

Владимир Васильевич рассказал о себе. Родился в селе Карпогоры в 1944 году. Помнит, как тонул в реке Пинеге — толкнули с вышки. Потом эти ощущения не раз всплывали в памяти. Первый класс закончил в Карпогорах, во 2 и 3 классах учился в школе № 8 города Молотовска (ныне Северодвинск), где отец был директором. Жили в бедности, картошки и масла не видели, чай пили вприглядку.

Затем отца направили директором школы в Подюгу. Помнит, как приехали в 1954 году в посёлок. Надо обустраиваться. Долгое время жили в школе, пока не построили в 1958 году свой дом. Держали корову, имели хозяйство. Только так, наверное, можно было прокормить многочисленное семейство. Отец — Василий Александрович — был строгий, но справедливый. Утром за завтраком давал каждому из четверых детей задание: кому дрова принести, воду, кому почистить от сорняков и окучить картошку, кому посуду помыть. У всех были свои обязанности, отец любил идеальный порядок. Но вот уж если кто провинится, то месяц без кино и танцев.

— А в школе вы чувствовали, что директорские дети? — интересуемся у Владимира Васильевича.

 

На могиле Василия Абрамова.

— Да, конечно, — отвечает он. — Спрос с нас был ещё строже, никаких поблажек. Если с ребятами что-то нашкодим, то первому мне попадало.

Часто пропадали у Николая Ивановича Горбунова, который обучал ребят автоделу и военному делу. Запомнилось, как учил стрелять из пневматики. Как-то на соревнованиях показали результат лучше, чем солдаты-срочники. Радости было! Сдавали нормы ГТО. В торжественной обстановке вручали значки ГТО, приятно было их получать из рук фронтовиков-педагогов: Василия Александровича и Николая Ивановича. Держали первенство в районе по баскетболу.

— Хорошим директором был Абрамов Василий Александрович, — вступает в разговор одноклассник Владимира Абрамова Валерий Козенков. — Уважали мы его и любили. Многому он нас научил. Порядок был в школе. Да и дома у них часто гостевали. По субботам после бани всю ребятню усаживали за стол: Ульяна Александровна угощала горячими пышными шаньгами, а Василий Александрович наливал свежий чай. Нравились нам эти вечера.

Подюга — Ухта — Литва

Владимир Абрамов после школы работал шофёром в Подюжском леспромхозе, через год поехал учиться в Горьковский автотехникум, затем — служба в армии, служил в Германии. А вот после армии поступил в Архангельский мединститут. Уж очень отец хотел, чтобы средний сын стал врачом. Со второго курса начал подрабатывать: от ДОСААФ преподавал мотоциклетное дело, а последние 2 года работал фотографом. Не хотел для родителей быть обузой — младший брат Николай поступил в военное училище, надо было учить Ольгу. Летом работал сучкорубом на эстакаде в Подюге. На последнем курсе женился. По окончании мединститута направили в Ухту, где родились дочери Виолета и Илона. Затем переехали в Литву — родители жены Янины соблазнили. Теперь помогают воспитывать внуков: Монике — 12 лет, Пранасу — 5. Хорошо говорят по-русски, хотя проживают в Вильнюсе.

Более 10 лет назад Владимир Васильевич начал своё дело — открыл зубопротезное предприятие, а сейчас это семейный бизнес — обе дочери, да и вторая жена Татьяна тоже зубные врачи.

Фёдор Абрамов. Дядя Федя

Конечно же, нас интересовал вопрос родственных отношений с Фёдором Абрамовым:

— Гордятся ваши дочери, что двоюродный дядя — известный писатель?

 

Владимир Абрамов читает газету «Коношский курьер».

— Конечно, они перечитали все его произведения.

— Какие воспоминания у вас о Фёдоре Абрамове?

— Дядя Федя приезжал в летнее время к нам в Подюгу, помогал на сенокосе, — вспоминает Владимир Абрамов. — Помню, как-то шли из Кварзанги по шпалам на сенокос, а я смылся. В клубе шёл фильм «Штепсель женит Тарапуньку» — уж очень хотелось его посмотреть. До сих пор неловко за свой детский поступок. С отцом они часто уединялись и дискутировали о школе, сельском хозяйстве, политике. Помнится, что я сделал несколько снимков у дома и на сенокосе. Ещё в 5 классе отец подарил фотоаппарат. Но когда дом продали, потерялись все негативы и фотографии.

— Мы всегда радовались, когда дядя Федя приезжал к нам, — продолжал Владимир Васильевич. — В декабре 1969 года, когда умер папа, я поехал на похороны и, проходя по пассажирскому поезду, в купейном вагоне встретил дядю Федю. Я так обрадовался, расплылся в улыбке, а он мне говорит:

— Ты чего улыбаешься?

Сильно переживал, жалел, что папа рано ушёл. Потом ещё раз приезжал в Подюгу — маме помочь, поддержать. Следующая встреча была у нас в Вер-коле. В летнюю жару купались в реке Пинеге. Тогда как раз приехал фронтовик, они долго спорили о сталинских репрессиях. Бывал в гостях в Ленинграде. Дядя Федя всегда расспрашивал о жизни.

 

Встретились друзья-одноклассники Анатолий Козенков (гор. Новомичуринск Рязанской области), Владимир Абрамов (гор. Вильнюс, Литва) и Валерий Козенков (пос. Коноша).

А в последний свой приезд я посетовал, что нет своего жилья, да и кооперативную квартиру не можем приобрести. Это было летом 1982 года. Он помог мне с квартирой, дал на первый взнос 3 тысячи рублей. В то время это были немалые деньги. В мае 1983 года въехали в новую квартиру, а дядя Федя умер.

Также он помог купить квартиру в Ленинграде племяннице Галине Михайловне Абрамовой, которая работала в детском саду № 3 в пос. ПГС. Такой вот он был добродушный человек.

Владимир Васильевич, наверное, устал. А мы всё задавали и задавали ему вопросы. Нас интересовала родословная ветви Абрамовых.

Старший брат Евгений живёт в Сыктывкаре, сестра Ольга в Вознесенске. В 1996 году от обширного инфаркта умер брат Николай. Мама — Ульяна Александровна — похоронена в Воскресенске. У Ольги дочь Даша закончила химико-технологический институт в Москве, есть внучка Яна.

Школа имени отца

Расспросив о родственниках, мы направились в Подюгу — помянуть Василия Александровича на его могиле. Заведующая школьным музеем Людмила Ермолинская рассказала, что на педсовете принято решение присвоить школе имя Василия Абрамова.

Данное решение растрогало Владимира Васильевича:

— Отец заслужил это. Честно, с самоотдачей он учил и воспитывал целое поколение подюжан. Земляки — благодарные люди. Спасибо им за память об отце.

Данное решение одобрил и глава района Олег Реутов.