Автор:
Интервью подготовила Татьяна Татьяничева
7 октября в рамках фестиваля «Петербургский — Сезон — Норинский» в Коношской центральной районной библиотеке открывается персональная художественно-поэтическая выставка художника Александра Дудорова под названием «Вселенная Бродского», на которой будет представлено порядка 30 работ мастера.
Александр Дудоров с каталогом работ.
Интервью с художником мы представляем вашему вниманию.
— Что послужило толчком к началу Вашего творчества?
— Eго величество случай. Однажды коллеги решили посетить выставку картин современного искусства. Посмотрев работы, я понял, что и сам, пожалуй, смог бы написать картины: у меня есть мысли и эмоции, которыми хочется поделиться. И через несколько дней принес и показал коллегам несколько картин. Затем захотелось писать еще и еще.
— Что для Вас творчество: храм, в котором «молитесь» или мастерская?
— Художественное творчество многогранно — это и Храм, и мастерская. От иконописцев слышал, что иконы пишут не по вдохновению, а как служение, труд. Обращаясь к собратьям-художникам, Пикассо говорил: «Берите кисть и пишите, даже если не хочется».
— Как относитесь к критике в свой адрес? Насколько для Вас важна оценка зрителей, коллег-художников?
— К профессиональной критике отношусь положительно. Это помогает развиваться.
— Продолжите фразу: я не стану писать, только если….
— Не будет холста, красок и кисточек. Опять приведу слова Пикассо: «Живопись сильнее меня, она заставляет меня делать то, что хочет…»
— Картины у художника, как дети. Как Вы с ними расстаетесь?
— В хорошие руки хорошим людям отдавать не страшно. Многие мои работы находятся в частных коллекциях у людей, с которыми я лично знаком. На персональные выставки прошу эти картины, и коллекционеры не отказывают. Так что со своими «детьми» иногда встречаемся.
— А как относитесь к работе на заказ?
— Не люблю писать на заказ. Как говорится, хороший художник продает, что пишет, а плохой — пишет то, что можно продать. Наблюдая на выставках за посетителями, понял, что каждого человека останавливает СВОЯ картина, написанная как бы специально для него. Иной остановится напротив какой-либо работы и «замирает». Понимаешь, что он встретился с той самой единственной, которая всколыхнула его душу.
— Ваш внешний вид мало соответствует образу художника, какими обычно их принято изображать: ни длинных волос, небрежно стянутых резинкой, перепачканного краской комбинезона и рук, ни тяжелой сумки?
— Наверное, мне подобные «атрибуты» и не нужны. В своих работах художник и без того обнажает свою душу перед зрителем, раскрывает свой образ, свой внутренний мир. Так что я стараюсь максимально выразить себя в холстах. А перепачканный краской фартук есть и у меня в мастерской …
— Приходилось ли вам копировать картины других художников? Кого именно?
— Приходилось. Художники копируют работы великих мастеров, я -не исключение. Но механически копировать скучно, поэтому художники добавляют на холст что-то свое, получаются интересные авторские варианты. Мне ближе цветочные композиции Ван Гога, к его творчеству обращался не раз. Из современных петербургских художников мне нравится творчество Тумана Жумабаева.
— Вы живете в одном из красивейших городов на планете. Санкт-Петербург — это город-музей, который так и просится на холст.
— Наверное, нигде не смог бы жить, кроме Петербурга. Этот город всегда вдохновлял и будет вдохновлять поэтов и художников. Я люблю писать старые трамвайчики, дождь, взгляд сквозь дождь — это создает особое настроение Петербурга и мне это близко.
— Имеете ли вы профессиональное художественное образование? Занимаетесь ли самообразованием?
— Художественное образование, безусловно, дает возможность разбираться в живописи, но для того, чтобы писать картины, нужно что-то еще, твое собственное внутреннее содержание. Скорее, художник — это тот, кто умеет видеть и кому дано выразить это видение. Мне многое дало образование, которое получил в музыкальной школе п.Коноша. Как я теперь понимаю, не только музыка, но и культура в целом вкладывалась в нас. Огромная благодарность всем моим учителям!
Одни из последних работ художника, написанные в августе этого года в Норинской.
— Скажите навскидку, сколько времени Вы писали на прошлой неделе?
— Очень мало — всего семь-восемь часов. Был в Норинской в «арт-ссылке», читал, хотелось проникнуться духом этого места. Обычно пишу больше, по четыре-пять часов в день.
— Что для Вас важнее сам процесс написания или конечный продукт творчества?
— Важно и то, и другое. Захватывает сам процесс творчества. Не люблю ограничения по времени. Я люблю незаконченность или, вернее, недосказанность в картине, иногда возвращаюсь, дописывая и переписывая заново.
— Как рождается идея для картин? Это вспышка, озарение или постепенное развертывание образов?
— Иногда идея приходит случайно и уже не меняется. Бывает и длительное накопление некого образа, мысли. Чем больше пишешь, тем труднее не повторяться. Хотя в той или иной степени повторяться все равно приходится. Люблю рисовать северную природу, город, цветы, особенно сирень и подсолнухи. Идея, может быть, не нова, но ее воплощение каждый раз должно быть разным.
— Каким словом Вы могли бы описать свои работы, свое творчество?
— Пожалуй, это импрессионизм, буйство красок.
— Ваша техника весьма своеобразна, я бы сказала, темпераментна по цвету. У Вас имеется свой художественный почерк?
— Хочется думать, что это так. Уже на второй моей персональной выставке профессиональные художники и искусствоведы отметили, что у меня сформировался свой неповторимый почерк. При этом я использую только традиционные технические средства: кисти, мастихин, масляные краски и холст. В заключение, хочу поблагодарить редакцию за предоставленную возможность встречи с читателями и пригласить всех на выставку 7 октября.
Александр Дудоров родился и вырос в Коноше. За четыре года, вместо семи, окончил музыкальную школу, увлекается литературой и искусством. Получил техническое образование в Политехническом университете г. Санкт-Петербурга и ныне является его сотрудником. Писать картины начал несколько лет назад, но талант и трудолюбие позволили ему создать несколько сотен полотен, из них около семисот находятся в частных коллекциях не только России, но и Америки, Китая, Германии, Швеции, Чехии, Финляндии и других стран. Александр — член «Профессионального союза художников», состоялось восемь персональных выставок его работ, избран международным жюри финалистом конкурса INTERNATIONAL ART FESTIVAL 2014 и 2015 годов в Нью-Йорке.