28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Оценка труда учителей. Сколько и за что?

19 декабря 2016

Автор:

Татьяна Хрычева

 

Педагогические работники интересуются, каким образом им начисляется заработная плата

Расставить все точки над разъяснить вопросы, касающиеся Фонда оплаты труда в образовательных организациях района, мы попросили начальника отдела экономического анализа и прогнозирования управления образования Eлену EМEЛЬЯНОВУ.

 

Автор фото: Татьяна Хрычева

Eлена Ивановна, по какому принципу формируется ФОТ? Из каких компонентов он состоит? От чего зависит его объем? Кем утверждается? После того, как ФОТ доводят до каждого учреждения, кто затем занимается распределением средств, по какому принципу?

— Средства областного бюджета распределяются между образовательными учреждениями в соответствии с методикой, утвержденной областным законом «Об образовании в Архангельской области» и по нормативам, утвержденным ОЗ «Об областном бюджете» на соответствующий финансовый год. Для учреждений в городской местности, нормативы устанавливаются в расчете на одного обучающегося, а для учреждений, расположенных в сельской местности, — в расчете на один класс-комплект.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, распределение объема субсидии по статьям расходов учреждения осуществляют самостоятельно, путем составления плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемого руководителем. При этом обязательным условием является первоочередное обеспечение расходов на оплату труда и уплату налогов.

Источником формирования ФОТа педагогических работников, административно-управленческого персонала: лаборантов, младших воспитателей, помощников воспитателей и водителей являются средства областного бюджета. Оплата труда заведующих хозяйством, заведующих школьными столовыми и обслуживающего персонала производится за счет средств местного бюджета.

— Каково соотношение расходов ФОТа внутри учреждений, с учетом управленческо-вспомогательного и основного персоналов ОО?

— В 2016 году в общеобразовательных учреждениях, не имеющих в структуре детских садов, доля расходов на оплату труда педагогических работников в общем объеме ФОТа составляет 72%, доля административно-управленческого и вспомогательного персонала — 28%. В дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, имеющих в структуре детские сады, это соотношение составляет соответственно 63% и 37%.

Какова средняя заработная плата педагогов общего, дошкольного и дополнительного образования?

— По состоянию на 1 ноября 2016 года средняя заработная плата (с учетом мер социальной поддержки) педагогических работников общего образования составила 36 217 рублей (101,3 % к уровню 2015 года), педагогических работников дошкольного образования — 28 645 рублей (100,2 % к уровню 2015 года), педагогических работников дополнительного образования — 28 824 рубля (99,6 % к уровню 2015 года). Часто задают вопрос, почему средняя заработная плата педагога в одном учреждении больше, чем в другом. В коллективах бытует мнение, что заработная плата выше в тех учреждениях, где больше объем субсидии. Это совсем не так. Как уже говорилось выше, для всех учреждений порядок распределения средств областного бюджета одинаков -строго в соответствии с областной методикой и областными нормативами. Ставка заработной платы педагогического работника, исходя из которой определяются нормативы, никогда не изменяется в сторону уменьшения, следовательно, и оснований для уменьшения фонда оплаты труда педагогических работников нет. А размер средней заработной платы зависит совсем от других факторов. Во-первых, существенное влияние оказывает уровень квалификации: чем больше в учреждении доля педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категорию, тем выше средняя заработная плата. Но главное даже не это. Основная причина — это дефицит кадров и, как следствие, увеличение часов учебной нагрузки, которая в некоторых учреждениях дополняется еще и выполнением других обязанностей.

Сколько стоит образовательная услуга на одного ребенка в месяц, в год в Коношском районе?

Норматив финансового обеспечения образовательной деятельности в расчете на одного обучающегося по уровню начального общего образования — 26 168 руб. в год, по уровню основного общего образования — 32 771 руб. в год, по уровню среднего общего образования -35 016 руб. в год.

— Какая часть ФОТа, в процентном соотношении, расходуется на стимулирующие выплаты? Просим привести пример, какова стоимость одного балла премиальных выплат, например, в октябре 2016 года по всем школам Коношского района?

— В среднем на стимулирующие выплаты расходуется 26 % — 31 % фонда оплаты труда.

— Может ли оказаться так, что премиальных в отдельно взятом месяце нет или стоимость одного балла критически мала? От кого это зависит?

Таких ситуаций в учреждении быть не должно, и вот почему: эквивалент (стоимость) одного балла в рублях определяется путем деления части ФОТа, направляемой на выплату премий, на максимальное количество баллов, которые могут быть получены за расчетный период всеми работниками. Объем фонда оплаты труда на выплату премиальных выплат (премиального фонда) по каждой категории (должности) работников утверждается руководителем учреждения в плане финансово-хозяйственной деятельности в начале финансового года. Чтобы не допустить перерасхода фонда оплаты труда в целом по учреждению, применить другой алгоритм расчета практически невозможно.

Например, средняя численность педагогов в учреждении 10 человек, соглашением установлен уровень среднемесячной заработной платы (с учетом мер социальной поддержки) педагогических работников в размере 31 000 рублей. Алгоритм определения стоимости одного балла следующий:

1. Определяем годовой ФОТ с учетом мер социальной поддержки: 31 000 руб. х 10 человек * 12 месяцев = 3 720 000 руб.

2. Определяем годовой ФОТ без учета мер социальной поддержки (по плану на год меры социальной поддержки работающим педагогам утверждены в сумме 120 000 руб.): 3 720 000 руб. — 120 000 руб. = 3 600 000 руб.

3. Определяем часть годового ФОТа, который будет направлен на выплату премий: 3 600 000 руб. -2 315 000 руб. — 215 000 руб. = 1 070 000 руб. (2 315 000 руб. — это годовая сумма заработной платы всех педагогов, утвержденная в тарификационных списках и штатном расписании;

215 000 руб. — это резервные средства для обеспечения выплат, которые не являются постоянными.)

4. Определяем максимальное количество баллов: при выполнении всех показателей на 100 % педагог может получить максимально 130 баллов. В учреждении 10 педагогов, значит максимальное количество баллов, которое могут получить педагоги составит: 130 баллов х 10 человек = 1300 баллов.

5. Премия выплачивается ежемесячно, поэтому определяем месячный премиальный фонд: 1 070 000 руб.: 12 месяцев = 89 167 руб., так как на все виды премий начисляется районный коэффициент (20 %) и северная надбавка (50%) полученную сумму уменьшаем на 70 %: 89 167 руб.: 1,7 = 52 451 руб.

6. Определяем стоимость одного балла в рублях: 52 451 руб.: 1300 баллов = 40 руб. 35 коп.

Таким образом, изменяться, а тем более снижаться, стоимость одного балла в рублях не должна. Учитывая, что в течение финансового года не каждый работник, в силу тех или иных обстоятельств, может получить максимальное количество баллов, образуется экономия премиального фонда, распределение которой производится ежеквартально между соответствующей категорией работников пропорционально количеству баллов, полученных ими в этот период.

Eсли стоимость одного балла в рублях ежемесячно меняется, значит учреждением неправильно произведены расчеты, либо при распределении фонда оплаты труда, либо при определении максимального количества баллов, которые могут быть получены работниками в соответствующем периоде.

Управлением образования многократно проводились производственные совещания и семинары для руководителей, главных бухгалтеров, представителей профсоюзных организаций и советов трудовых коллективов, где детально обсуждались все вопросы, связанные с изменением порядка начисления премий, транслировался опыт Коношеозерской СШ и Тавреньгской СШ (они были пилотными площадками по разработке показателей эффективности и методов их оценки).

Управлением образования было инициировано проведение дополнительного мониторинга эффективности нового механизма установления стимулирующих выплат с привлечением районной профсоюзной организации работников образования (участия в нем не приняли только два учреждения — Тавреньгская СШ и Коношская СШ). Анализ полученной информации в очередной раз убедил в том, что порядок оценки эффективности деятельности и механизм начисления премиальных выплат понятен не всем.

В связи с этим, хотелось бы остановиться на нескольких ключевых моментах, определяющих основную суть механизма начисления заработной платы и оценки эффективности деятельности педагогических работников.

1. Заработная плата педагогического работника состоит из ставки заработной платы за установленное число часов учебной нагрузки (должностного оклада), повышающих коэффициентов, выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат.

2. Повышающие коэффициенты к должностному окладу устанавливаются при наличии следующих оснований: присвоение педагогу квалификационной категории; работа в сельской местности; работа в специальных (коррекционных) классах; работа в логопедических кабинетах; работа в классах (группах), в которые зачислены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья или являющимися детьми-инвалидами и находящимися на индивидуальном обучении на дому; выполнение функций классного руководителя; проверка тетрадей; заведование учебным кабинетом; руководство предметно — цикловыми комиссиями.

3. Выплаты стимулирующего характера включают в себя премии за интенсивность и высокие результаты работы, премиальные выплаты за выполнение особо важных и сложных работ, надбавки за почетное или спортивное звание, премиальные выплаты при награждении государственными или ведомственными наградами, выплаты молодым специалистам. Премиальные выплаты за выполнение особо важных и сложных работ и премиальные выплаты при награждении государственными или ведомственными наградами носят разовый характер, основания их установления и конкретные размеры определяет учреждение. Надбавки за почетное или спортивное звание и выплаты молодым специалистам устанавливаются в процентах к ставке заработной платы (должностному окладу) и начисляются ежемесячно.

Премии за интенсивность и высокие результаты работы начисляются ежемесячно.

Размер премии зависит от количества полученных баллов.

Порядок начисления ее наиболее эффективен, понятен и прозрачен для работника, если оценка показателей эффективности осуществляется один раз в год, как это предусмотрено методическими рекомендациями управления образования. Во-первых, обеспечивается принцип объективности и прозрачности при определении комиссией учреждения количества баллов за выполнение педагогом показателей эффективности. Во-вторых, и это главное — педагог знает конкретный размер премии, которую он будет получать в течение года, если в его работе не будет замечаний (нарушений, взысканий). В-третьих, исключаются риски при проведении бухгалтерскими службами учреждения расчетов по распределению ФОТ и определению стоимости одного балла в рублях.

Установление периодичности оценки показателей один раз в месяц, как это практикуется во многих учреждениях, очень усложняет процесс начисления премии, делает его не понятным, а при неправильном распределении фонда и вовсе неэффективным. Например, при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности премиальный фонд распределили между месяцами равными долями (по 1/12 в каждый месяц), при этом не учли, что количество баллов, которое получат педагоги, не может быть одинаковым в каждый месяц в связи с проведением разного рода мероприятий (конкурсов). В результате складывается абсурдная ситуация — чем больше баллов получает педагог, тем меньше стоимость одного балла в рублях.

Подводя итог, рассмотрим алгоритм определения заработной платы учителя:

Учитель имеет 1 квалификационную категорию и учебную нагрузку 20 часов в неделю, а также дополнительные обязанности: классное руководство и заведование кабинетом. Ставка заработной платы за норму часов в неделю 8 006 рублей (в том числе 2 076 рублей — повышающий коэффициент за наличие квалификационной категории).

РАССЧИТАEМ ЗАРПЛАТУ УЧИТEЛЯ:

1. Ставка заработной платы за установленное число часов учебной нагрузки составит 8 006 рублей: 18 часов х 20 часов = 8 896 рублей

2. Повышающий коэффициент за проверку тетрадей (5%): 8 896 рублей х 0,05 = 445 рублей

3. Повышающий коэффициент за классное руководство (15%): 8 896 рублей х 0,15 = 1 334 рубля

4. Повышающий коэффициент за заведование кабинетом (10%): 8 896 рублей х 0,10 = 890 рублей

5. Премия за интенсивность и высокие результаты работы: 130 баллов х 40 руб. 35 коп. = 5 246 рублей

6. Районный коэффициент (20%): (8 896 + 445 + 1 334 + 890 + 5 246) х 0,20 = 3 362 рубля

7. Надбавка за работу в местностях, приравненных к Крайнему Северу, (50%): (8 896 + 445 + 1 334 + 890 + 5 246) х 0,50 = 8 406 рублей

8. Общий размер начисленной заработной платы составит: 8 896 + 445 + 1 334 + 890 + 5 246 + 3 362 + 8 406 = 28 579 руб.