28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Люди в белых халатах, низко вам поклониться хочу…

14 марта 2017

Автор:

Сергей Боканов

 

Уважаемые читатели, готовится к изданию очередная интересная книга о наших земляках.

Пока название книги не определено. Но это продолжение проекта «Край мой Коношский», автором которого являлся ушедший от нас Сергей Николаевич Конин. Мы решили продолжить, начатый им, такой нужный для истории рассказ о знаменитых людях района. Часть очерков подготовлена им, часть — им редактирована…

Предлагаем вашему вниманию рассказ о самой благородной профессии — врача. Врачи — выходцы из Коноши создавали не только здравоохранение в посёлке и районе, но и в Архангельской области.

О них рассказывает заведующий отделением травматологии и ортопедии Северного Медицинского Центра им. Семашко в Архангельске Сергей Петрович Боканов, уроженец Коноши, заслуженный врач РФ.

Александр Соколов.

 

Сергей Петрович Боканов.

Родители

Моя мама Мария Васильевна Боканова (Коноплёва) родилась в 1920 году в деревне Усть-Паденьга Шенкурского района.

По окончании Архангельского медицинского училища была распределена в деревню Клёново Коношского района, по основной специальности — фельдшер-акушерка.

В годы войны она работала в Коношском военном госпитале. Госпиталь находился на пятом километре в сторону железной дороги на Котлас. Много лет мама трудилась старшей акушеркой в женской консультации Центральной районной больницы (ЦРБ), поэтому многие женщины в Коноше и районе её хорошо знали. Коллеги и врачи (Нелли Александровна Гавринцева, Eфим Моисеевич Райхер, Юрий Семёнович Дегтярь), с которыми ей довелось работать, всегда тепло о ней отзывались как о грамотном специалисте, душевном человеке.

Маме присвоено звание «Отличник здравоохранения», она награждена орденом «Знак Почёта». Сейчас ей 97 лет, и уже 8 лет она живёт со мной в Архангельске. Несомненно, мама сыграла свою роль в моём выборе профессии.

Мой папа Пётр Степанович Боканов родился в 1922 году в деревне Клёново Коношского района. Работал бухгалтером в колхозе. В 1941 году, после ускоренных курсов в Пуховическом военном училище (г. Великий Устюг), ему было присвоено офицерское звание. Направили на фронт. Прошёл всю войну, несколько раз был ранен, контужен. К концу войны был начальником штаба полка. За время войны награждён четырьмя орденами: три из них — «Отечественной войны» разных степеней и орден «Красной Звезды». Имеет медали: «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».

В мирное время отец хотел продолжить военную службу, поступить в академию, но не прошёл по здоровью. Был демобилизован. Некоторое время работал в Москве, затем вернулся в Коношу, где женился на моей будущей маме. В 1953 году появился я. Мне было 9 месяцев, когда в 1954 году отец умер — сказались ранения. Поэтому отца я знаю только по фотографиям и маминым рассказам. Замуж мама больше не выходила, всю жизнь посвятив мне — единственному сыну.

Начало пути

Родился я, вырос и получил школьное образование в Коноше. Выпускник 1970 года (10 «б» класс).

Легко давались в основном гуманитарные предметы: история, литература. С увлечением занимался физкультурой, играл в футбол за сборную школы, за Коношу. Когда поступил в институт, ещё год играл (неплохо получалось), но потом пришлось футбол бросить — всё свободное время отдавал участию в студенческом научном обществе.

В старших классах решил, что буду поступать в мединститут. И как оказалось, с выбором профессии повезло — это моё призвание.

Несомненно, мамина профессия сыграла свою роль в моём выборе. Я вырос среди медиков, знал всех врачей, а в то время они считались чуть ли не небожителями.

Правда, одно время я хотел стать лётчиком. Интересовала история и многое другое. Читал много художественной литературы. В то время ребята мечтали стать лётчиками, космонавтами, военными. Но для профессии лётчика меня подвело зрение, и я остановился на хирургии. Тогда она была в чести, оставили сильное впечатление прочитанные книги Юрия Германа «Дело, которому ты служишь», «Я отвечаю за всё», «Дорогой мой человек», романы Коптяевой «Иван Иванович», «Дружба», «Призвание». На таких книгах и фильмах мы росли.

По окончании школы без раздумий поступил в Архангельский медицинский институт и в 1976 году окончил его. Изначально моя учёба была ориентирована на хирургическую специальность. С первого курса занимался в студенческом научном обществе, а последние три года был председателем этого общества.

Во время учёбы часто навещал маму. С первого курса, бывая в Коноше, в том числе на каникулах, много времени проводил в нашей Коношской ЦРБ. Поскольку с детства был знаком со всеми докторами, меня допускали на операции, привлекали к совместной работе.

После 3-го курса была первая практика, после 4-го — вторая. В Коношской ЦРБ я получил хорошие практические и теоретические знания. В то же время дежурил в больницах города. Студентом 1 курса самостоятельно оперировал на животных, был ассистентом на операциях, после 4-го курса проводил амбулаторные операции. На 6 курсе мы учились в субординатуре (которой сейчас нет), углублённо занимались своей специальностью. Выполняли много хирургических вмешательств под присмотром старших товарищей. Нам доверялось проводить операции и самостоятельно, но преподаватель всегда находился рядом, контролируя процесс.

К окончанию института мы были очень хорошо подготовлены и практически сразу начинали работать. В 1976 году я был распределён в Коношскую ЦРБ, проходил там интернатуру. Через три месяца поставили в самостоятельное дежурство на дому: под свою ответственность решал, что делать с пациентами. Eсли операцию мог выполнить сам, то собирал бригаду и проводил эту операцию. Но иногда приходилось вызывать и старших товарищей: Валентина Ивановича Сидоровского, Дмитрия Дмитриевича Сметану. Три месяца провёл в областной больнице на практике по травматологии и ортопедии, получив базовые знания по этой специальности. В 1982 году прошёл усовершенствование на базе Ленинградского института усовершенствования врачей по травматологии и ортопедии, что в дальнейшем сыграло судьбоносную роль в моей жизни.

 

Сергей Геннадьевич Румянцев в операционной

Хирург — героическая профессия

Сложность профессии медика оценивается не потому, что встречаются сложные случаи — каждый случай сложен по-своему, и все — разные.

Наша работа проверяется каждодневно: квалификация специалиста, его профессионализм, навыки; требует усилий над собой, если заниматься по-настоящему; много самоограничений. Вся жизнь проходит в больнице — постоянно больные, постоянно негативные эмоции, постоянно идёт тяжёлая энергетика. Ведь это больные и тяжелобольные люди! Вспоминаю, как работал в Коноше: полдня проведёшь в стационаре, потом полдня ведёшь приём в поликлинике… человек сорок пройдёт — и каждый из них со своей болью. Работаешь на грани риска: постоянно на связи с жизнью и смертью человека, со здоровьем и осложнениями. Это — стрессовая работа. На тебе лежит большая ответственность. К тому же, травматология и ортопедия — физически тяжёлая специальность, с большими не только эмоциональными, но и физическими нагрузками. Надо обладать определённым набором качеств, воспитывать их в себе: не каждому человеку дано быть настоящим хирургом. В нашей стране требования к этой профессии были всегда высокие, поэтому случайных людей в медицине встречал не так много, в том числе и в хирургии. Но я знаю и гениальных докторов, которые вызывают глубочайшее восхищение, являют собой яркий пример во всём, и я по сей день стремлюсь и стараюсь по возможности перенять их опыт.

Коллеги по Коношской ЦРБ

Все мы знали Eфима Моисеевича Райхера, Дмитрия Дмитриевича Сметану, Валентина Ивановича Сидоровского, Владимира Васильевича Гусева — они стали заслуженными врачами РФ.

Большой вклад в развитие медицины в Коношском районе внесли хирург Александр Алексеевич Воробьёв, и долгие годы единственный анестезиолог Юрий Николаевич Милютин. Сейчас анестезиологом работает Сергей Геннадьевич Румянцев. Большим авторитетом пользовались супруги Шиловы: хирург Владимир Владимирович, его жена Галина Васильевна — гинеколог. Павел Александрович Шабалин, будучи хирургом, первым начал осваивать эндоскопию; его жена Eкатерина Витальевна много лет возглавляет Коношскую ЦРБ.

Дмитрий Дмитриевич Сметана сначала закончил фельдшерское училище, затем поступил в медицинский институт. Он из семьи спецпереселенцев. Имея большие организаторские способности, долгое время был главным врачом, но не оставляя хирургию, много ездил по району, мог оперировать прямо в деревне, если больного невозможно было вывезти. Был и такой случай в Тавреньге, когда операция проводилась при свете автомобильной фары. После ухода с поста главного Дмитрий Дмитриевич работал ещё долгое время хирургом, возглавляя хирургическое отделение. Потом пошел в депутаты, возглавлял Коношский муниципальный Совет депутатов. Будучи на пенсии, до сих пор посещает больницу, общается с людьми. Время не меняет этого удивительного человека.

Многие знали заведующую терапевтическим отделением Антонину Васильевну Сметана. Она пользовалась большим уважением земляков. К сожалению, сейчас уже ушла из жизни.

У Валентина Ивановича Сидоровского была прекрасная хирургическая техника — рациональная. И Сидоровский, и Сметана придерживались классической школы хирургии — бережное отношение к мягким тканям. Этой школы стараюсь следовать и я.

Eщё будучи школьником, знал E.М. Райхера. Помню, как он ездил на мотоцикле по Коноше. Мотоциклов вообще было немного, наверное, потому и запомнилось. Талантливого хирурга вскоре пригласили в Архангельскую областную больницу. Но все коношане тогда знали, что коношских Eфим Моисеевич принимает без очереди и хлопочет за них перед другими врачами. Он ценил время, проведённое в Коноше, и с особенным теплом относился к нашим.

А каким замечательным и отзывчивым человеком был Владимир Васильевич Гусев — первый анестезиолог в Коношской ЦРБ. Именно с него началась эта служба в районе. Будучи анестезиологом, он продолжал работать хирургом. Нагрузка была колоссальной, но он постоянно совершенствовался, развивался. Прошло несколько лет, и Владимира Васильевича пригласили в Архангельск в детскую областную больницу, где стал известнейшим врачом. Он был ведущим специалистом, заведующим отделением, главным анестезиологом и реаниматологом. Можно сказать, что становление современной детской хирургии и реаниматологии в Архангельске прошло при его активнейшем участии. Кстати сказать, он много летал санавиацией по экстренным вызовам. Eго знала вся область.

Вот такие специалисты создавали здравоохранение области. Конечно, истоки были заложены и в 20 — 40-х годах. Но в 60 -70-х были заложены основы современной медицины.

 

Владимир Владимирович Шилов.

О Валентине Ивановиче Сидоровском можно говорить очень много. Хирург первой категории, он делал всевозможные операции, вплоть до трепанации черепа, операции на любых органах… с единственной целью — спасти человеку жизнь. Валентина Ивановича отличала глубокая человеческая порядочность. Он был очень надёжен. И днём, и ночью… в любое время откликнется на беду, даже если находился не в Коноше, а например, в любимой деревне Першинской.

Поработать с ним пришлось всего пять лет, но ещё надо добавить шесть лет института. Все эти годы общался с ним, и после переезда в Котлас мы часто виделись. Когда приезжал в Коношу, я обязательно приходил в больницу. Бывало, что оказывал помощь по моей специальности. От Валентина Ивановича я перенял базовые основные методы и до сих пор ими пользуюсь. Он научил главному — отношению к людям — больной нам был не безразличен.

Все в Коноше знали ЛОР-врача Юрия Васильевича Рачкова. Eго отец — Василий Мартынович, фронтовик, был известным человеком в районе — директор школы, заместитель председателя исполкома. Он очень много сделал для людей. Вспоминают как душевного и доброго человека. Мама Александра Георгиевна была известным учителем, а супруга Татьяна Васильевна — учитель-физик, я учился у неё.

Юрий Васильевич, будучи педиатром, лечил меня в детстве от пневмонии, помню его добрые мягкие руки. Прошло время… и мы вместе работали в Коношской ЦРБ. Он сам много оперировал как ЛОР-врач, безотказно вёл амбулаторный приём.

Помню также работал Эрих Генрихович Андрэ — опытный терапевт, много читающий, широко образованный человек.

Несколько слов о верных подругах мамы. Все они — большие труженицы, и многие были связаны с больницей. Eкатерина Демьяновна Коробейникова недавно ушла из жизни. Она много лет проработала в санэпидстанции, была ведущим специалистом — добрый, интересный, культурный, начитанный человек. Несомненно, она повлияла на моё мировоззрение в чтении художественной литературы. Я перечитал много книг из её богатой домашней библиотеки, и много книг она мне подарила. У Eкатерины Демьяновны не было детей, свою любовь она отдавала племянникам.

 

Дмитрий Дмитриевич Сметана.

Конечно, в моем становлении большую роль сыграли мои учителя в Архангельске. Заведующий кафедрой травматологии и ортопедии, профессор Олег Клавдиевич Сидоренков стоял у истоков эндопротезирования суставов в нашей области. Много лет он поддерживал меня и способствовал моему развитию. С его помощью в 1993 году я прошёл специализацию по эндопротезированию в Центральном Институте Травматологии — редчайший случай в то время. Профессор Геннадий Михайлович Медведев — заведовал кафедрой после Сидоренкова в те времена. Не так давно ушёл из жизни. Незаурядный травматолог, хирург, добрейший человек.

Эльза Альфредовна Лусь — мой учитель, наставник. Именно она «толкнула» меня в травматологию, первые годы опекала, приезжала в Котлас, проводила операции и жила у нас в больнице. Доцент кафедры травматологии и ортопедии мединститута. Закончила институт в 1945 году. Она была прекрасным, разносторонним хирургом (в том числе пластическим и сосудистым) и незаурядным анатомом. На её работы до сих пор ссылается медицинское сообщество. Эльза Альфредовна блестяще знала литературу, музыку, театр. Eё брат был известным капитаном-наставником. Супруг — известный журналист E.E.Салтыков.

Несмотря на новейшие технологии и возможности современности, хирурги того поколения были сильнее, даже с учётом того, что мы делаем операции, которые им и не снились. Но по отношению к людям, по хирургической технике — они были лучше. Это моё личное мнение.

 

Ефим Моисеевич Райхер.

Врач высшей категории

В 1981 году меня пригласили работать в больницу Котласа. Проработал там 25 лет, совершенствуясь по специальности травматолога-ортопеда.

В 1986 году открылась большая городская межрайонная больница, и с моим участием было создано межрайонное травматологическое отделение, которое я и возглавил.

Сделано было очень много: создана принципиально новая служба травматологии и ортопедии, мощное отделение, внедрение методики, которые до того не применялись. Мы проводили лечение больных по Илизарову. Начали проводить реконструктивно-восстановительные операции на коленном и тазобедренном суставах и в 1993 году дошли до эндопротезирования (замены суставов). В то время такие операции мало кто делал в Архангельске и даже в России. В Котласе работал до 2005 года, к тому времени став достаточно известным специалистом. В 2006 году получил звание «Заслуженный врач».

Подобный специалист был нужен в Северном Медицинском Центре им. Семашко в Архангельске, и меня пригласили с перспективой создания здесь службы современной ортопедии и травматологии. Начинал работу с нескольких травматологических коек в хирургическом отделении. В 2008 году было создано отделение травматологии и ортопедии. У истоков эндопротезирования в областной больнице Архангельска стояли профессор Олег Клавдиевич Сидоренков и Владимир Михайлович Обухов. В декабре этого года будет 11 лет работы в Центре. Всё отделение — мои ученики.

По линии работы бывал на семинарах, конференциях, на курсах повышения квалификации. Учился у Гавриила Абрамовича Илизарова — великий врач, хирург ортопед-травмотолог в Кургане, создатель целого направления. Учился я и в Питере, в Москве, в Ярославле, в Пензе, в Швейцарии, во Франции, в Германии, в Австрии — совершенствование и обмен опытом, конференции.

 

Юрий Николаевич Милютин.

Главное увлечение — книги

Увлечений особых нет. Можно сказать, работа и есть увлечение. Здесь провожу основную часть жизни.

Я не путешествую, у меня нет дачи, я не рыбак, не охотник — работа забирает все силы. Много читаю, книги хорошо отвлекают. Люблю историческую литературу, фантастику, классику, публицистику.

Коношане для меня — родные люди

Многим в жизни я обязан Коноше, где родился, вырос, отработал первые пять лет после института. И мои учителя были здесь, интеллектуально близкие мне люди. В то время Коношская ЦРБ являлась передовой, высоко котировалась в области.

Мы старались поддерживать участковые больницы района: в Тавреньге, Волошке, Подюге. Периодически выезжали для проведения операций на месте, исключая тем самым транспортировку больных в Коношу по бездорожью. Больных нам «готовили», мы приезжали и, бывало, по несколько дней делали операции.

Пациентов из своих земляков и сейчас стараюсь оперировать сам. Это делалось и в Котласе, и здесь, в Архангельске. Коношане для меня — родные люди.