Посвящается моему отцу
По крови, взглядам и манерам —
Всегда держался молодцом.
А для меня ты стал примером,
Ты просто был моим отцом.
Умел трудиться, веселиться,
Гордился, что рабочий класс.
Как много для меня ты значил —
Я это поняла сейчас!
Уже давно тебя нет рядом,
А было бы тебе 100 лет.
Мне греет душу память сердца
И бережёт меня от бед.
Чем старше становишься, тем лучше понимаешь своих родителей, тем лучше доходит смысл сказанного давным-давно, тем больше годятся их советы, данные ненавязчиво, как бы между прочим.
Глава семьи Василий Михайлович Капин с супругой Антониной Фёдоровной и детьми: Владимиром, Людмилой, Надеждой.
ЧАСТО ловлю себя на мысли: а что бы сказал отец на то или иное моё «действо»? Даже иногда хотелось бы и посоветоваться. А в своё время (удел близких) мы отвергали половину сказанного.
Мои отношения с отцом складывались не всегда «мирно-гладко», т.к. характеры наши, как и внешность, были очень похожи: вспыльчиво-отходчивые. Но отцовскую любовь и заботу я помнила и помню всегда. Благодаря ему я достигла всего, что мне хотелось. Мои увлечения музыкой, живописью, иностранными языками, путешествиями и многим другим он всегда поддерживал. От отца у меня любовь к книгам, театру, лесу.
ВРEМЯ стирает многое… Почему-то в память врезается смешливый голос отца, который рассказывает, наверное, в 5-й раз (по моей просьбе), сказку «Рукавичка». Рассказывает не так, как полагается, а с перевиранием персонажей. И моя непосредственная, искренняя и громкая реакция: «Не так, не так, папа…» Или уже более поздний, коношский период, когда мы на стульчиках сидим и смотрим на настенный экран, а отец показывает нам диафильмы и так мастерски по ролям читает, что можно подумать, что находишься там, в действии. Кстати, эти фильмопоказы помнят все друзья детства, так как половина улицы (детской) собиралась в нашей маленькой тесной комнатушке. Этих диафильмов у нас был целый большой специальный ящик. Мы могли смотреть их часами десятки раз. Иногда после ухода (так рассказывала мама) оставались даже лужицы от самых «мелких» зрителей.
Для нас, детей, отец устраивал на Новый год целые представления с Дедом Морозом в главной роли. Где он набирал столько подарков, я до сих пор не знаю. А как мы веселились в святки! Все переодевались, выдумывали костюмы, и во главе с «батей» большой детской компанией колядовали у соседей. Уже будучи взрослой, много лет работавшей с детьми, я всегда сравнивала «родного» Деда Мороза с другими. Лучшей отдачи от детей я не встречала.
НА лыжах он тоже всегда был с нами (и с маленькими, и с большими) и, между прочим, никогда от нас не отставал. Eго любовь к путешествиям, к познанию нового мира всегда удивляла. Классе в седьмом мы с ним совершили удивительное путешествие в г. Ленинград. У отца было много знакомых с интересной судьбой. Врач военного времени (репрессированная) А.E.Пекайн, до войны работавшая в Коношском районе (о ней вспоминала в районной газете В.А.Богачева), пригласила нас погостить. Где мы только ни побывали: в Эрмитаже рассматривали картины, в Петродворце любовались фонтанами, салют в День Военно-Морского флота стал диковинкой, запечатлелось в моей памяти купание в Неве и многое другое. В тот период детской жизни мне изрядно поднадоело его усиленное знакомство с городом. Но… в более взрослый период жизни, специально прибыв в Питер, я не успела посмотреть и половины того, что показал мне отец в ту поездку. Будучи проездом в г. Москве, он показал мне много достопримечательностей. Как много он знал! Значительно позднее, когда я возвращалась из поездок, отец всегда был первым слушателем.
Каким он был рассказчиком! Всегда умел увлечь моих друзей и военными рассказами, и смешными байками. Не поверите, но этикету и общению с людьми он тоже меня учил. Мог быть на «одной волне» с неграмотными бабушками и с умнейшими людьми. В этом я убеждалась не один раз.
А любовь к лесу? Сколько с ним мы истоптали сапог. Нас в семье так и звали: главные «грибоискатели».
МЫ с братом, дожив до седин, часто вспоминали отца. Не имея педагогического образования, так грамотно вёл нас по жизни.
Наши родители — это другое поколение — не хвалили нас (хотя мы заслуживали и очень хотелось), не баловали нас материально, но дали нам главные человеческие качества: порядочность, доброту, доброжелательное отношение к людям, к ближнему, к родному краю, жизни.
Всё же мы так мало знали своих родителей. Лишь в последние годы я узнала много интересного. Отец, будучи родом из Вологодской деревни, рано связал свою жизнь с Коношским районом. Окончив с отличием Архангельское медучилище, в предвоенные годы работал в Тавреньге. В качестве земского врача принимал роды, лечил «болячки», даже удалял зубы. А потом армия, погранотряд на Памире (на границе с Афганистаном), военная служба (капитан медицинской службы), работа в г. Молотовске (Северодвинске), г.Архангельске и конечный пункт — Коноша.
СТАРШEE поколение знает и недостатки, и его заслуги. Был общественником, любил свою работу. Почётных грамот и благодарностей я, наверное, ни у кого столько не видела, плюс медали и трудовой орден «Знак Почёта».
Прожил он довольно долгую и интересную жизнь. Мои нахлынувшие воспоминания тоже не случайны. Мой отец, Капин Василий Михайлович, -ровесник Октябрьской социалистической революции и 17 апреля 2017 года ему исполнилось бы 100 лет.
Думаю, повод вспомнить и помянуть есть.
С уважением и благодарностью, младшая дочь своего отца Надежда.