28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Если тебе комсомолец имя – имя крепи делами своими

17 июля 2017

В Волошке самая известная династия — Крехалевы. Виталий Алексеевич и Анатолий Алексеевич до сих пор проживают в посёлке. Александр Витальевич (рано ушёл из жизни) долгое время возглавлял целлюлозный завод. Всеволода Алексеевича Крехалева после службы в армии пригласили на работу в райком комсомола. Затем трудился первым секретарём Плесецкого РК КПСС, заведующим организационным отделом Архангельского Обкома КПСС… Во время нашей встречи, он с удовольствием поделился своими воспоминаниями.

Александр СОКОЛОВ.

 

Всеволод Крехалев

Семья

Я родился в 1931 году в деревне Шу-шерино Усачевского сельсовета Кар-гопольского района.

Мать, Александра Ивановна Крехалева (в девичестве тоже Крехалева), 1899 года рождения, с малых лет и до 1936 года трудилась в деревне, а в 1936 году, во время учёбы мужа в Высшей коммунистической сельскохозяйственной одногодичной школе в Архангельске, семья переехала в областной центр и она один год работала на канатной фабрике. С 1937 года — домохозяйка, родила и вырастила семерых детей.

Отец, Алексей Михайлович Крехалев, 1901 года рождения, с июля 1919 по март 1923 года служил в Красной Армии, участник гражданской войны. Награждён орденом Красной Звезды. Трудовой стаж — 50 лет. Где бы он ни работал, его везде уважали за профессионализм, честность и порядочность. В 1930 году избрали председателем колхоза «Красная Заря». После окончания курсов в 1937 году назначили начальником механизированного лесопункта в посёлке Тундра Исакогорского района.

Донос

В посёлке Тундра наша семья жила в бараке около станции. Во время гражданской войны на Севере здесь проходили бои, и мы, мальчишки, бегали по оставшимся с тех пор окопам и собирали гильзы от патронов. В сентябре 1938 года я пошёл в первый класс семилетней школы, а в феврале

1939 года отца избрали председателем Каргопольского горисполкома, и семья переехала в Каргополь. В результате ложного доноса отца арестовали. У матери остались на руках пять детей в возрасте от одного до четырнадцати лет. Eй удалось устроиться уборщицей и истопником в клуб. Через три месяца отца оправдали, и в сентябре того же года назначили инспектором планово-производственного отдела Каргопольлага НКВД. А с июня 1940 года перевели начальником Волошского отделения лесопункта (ОЛП-9 Каргопольлага) в Ряговском сельсовете Каргопольского района.

Мостовина

С ноября 1940 года отца назначают начальником 4-го отделения Каргопольлага, колония которого находилась в посёлке Мостовица (18-й км ведомственной Eрцевской железной дороги).

Здесь нас застало начало войны. 22-го июня 1941 года был солнечный воскресный день. Население собралось на спортивной площадке, где проходили соревнования. Вдруг прибежал дежурный по колонии и сообщил, что руководство колонии срочно вызывают к телефону. А в 12 часов дня по радио министр иностранных дел СССР В.М.Молотов сообщил о 1 начале войны. Посёлок Мостовица небольшой: колония, несколько бараков и щитовых двухквартирных домов для гражданских семей и охраны. Был клуб, где показывали кино. Вместо вокзала — вагончик. Школы не было, и дети ездили на дежурке в Eрцевскую неполную школу, где шесть дней в неделю жили в интернате. Дежурка состояла из трёх вагонов: в одном находились заключённые с охраной, в других — школьники, работники лагеря и заключённые-бесконвойники. По ходу движения дежурки народ выходил на 37-м, 54-м, Круглице, 107-м пикетах. Зимой железную дорогу нередко заметало снегом, поезда не ходили, но желание побывать дома в выходной побуждало нас идти пешком 18 км по железной дороге.

Волошка. Завод № 5

В марте 1944 года семья переезжает в Волошку — отца назначили начальником лагеря.

Завод и посёлок были построены за два года. В июне тридцать девятого завод дал первую целлюлозу. Строили завод и посёлок заключённые Каргопольлага. Целлюлоза предназначалась для производства пороха. Здесь работало более 600 человек, это было самое крупное промышленное предприятие Коношского района. Выше по течению реки находился лесопункт и лесозавод. Лесопункт обеспечивал завод сырьём -балансами (тонкомерные стволы деревьев, которые не годились для лесопильного завода) и дровами для котельной завода, паром которой обеспечивалась технология и работа восьми паровых турбин для выработки электричества. После окончания строительства завода часть заключённых работала на бирже в специально огороженной зоне. В марте 1944 года лагерь закрыли. Но оказалось, что без помощи заключённых на тяжёлых работах на бирже не обойтись, и в октябре 1944 года его снова открыли, и он просуществовал до февраля 1948 года.

Школа

С марта 1944 года я продолжил учёбу в шестом классе Волошской неполной средней школы.

В то время директором была Раиса Ивановна Алексеева, а классным руководителем — учитель математики Анна Никифо-ровна Козлова. В седьмом классе вступил в члены ВЛКСМ и сразу был избран секретарём комсомольской организации. В нашем классе насчитывалось 25 учеников. Хорошо помню Попова, Перцева, Копосова, Устинова, а с Исаковым и Лазаревым мы вместе уходили на службу в армию. Из девчат — Дусю Кишкину, Анну Цирюльникову, Нину Королёву, Валю Улькину — дочь директора завода. Класс был очень дружный. Отдельно расскажу о моём друге-однокласснике Володе Попове. Наша дружба с Владимиром Михайловичем продолжалась более 70 лет до его кончины в конце 2014 года. Мы с ним вместе учились в школе и работали на целлюлозном заводе, вместе вступали в комсомол и коммунистическую партию, в одно время служили в армии. Жизнь часто разлучала нас, но мы всегда находили время встречаться, общались через письма и по телефону. Это был замечательный человек. Умный руководитель, директор бывшего совхоза «Фоминский», председатель Вох-томского сельского Совета, партийный вожак, честнейший человек.

Здание Волошской школы было двухэтажным, без пристройки, которая появилась позднее. В то время много внимания уделялось военной подготовке: на уроках изучали винтовки, автоматы, гранаты, учились стрелять на стрельбище, занимались строевой подготовкой. Военруками работали бывшие фронтовики-инвалиды. Огромным авторитетом пользовался военрук Алексей Иванович Бурав-лев. В летние месяцы мы не отдыхали, работали с 5-го по 7-й классы в подсобном хозяйстве завода — садили, пололи, собирали урожай картофеля и овощей, заготавливали корма для скота… Волош-скую семилетку окончил в 1945 году.

За хлебом -в Архангельск

Военные годы запомнились тем, что всё время хотелось есть.

По карточкам выдавали на работающих от 500 до 800 грамм хлеба в день, на иждивенцев — 200 грамм. В нашей семье было 10 человек, из них только двое работающих: отец и моя старшая сестра. Нас спасал огород, где выращивали картофель и овощи, а летом заготовляли грибы и ягоды. По случаю награждения мамы в 1944 году орденом Материнская слава 3-й степени ей полагалось пособие 2000 рублей. Первое пособие она получила в июне 1945 года. Родители решили купить на эти деньги хлеба в коммерческих магазинах, открывшихся сразу после Победы в Архангельске. Я заверил родителей, что смогу съездить, тем более что мой приятель Вадим Красоткин, тоже из многодетной семьи и на полтора года старше меня, также собирался в Архангельск за хлебом. Родители согласились. В то время билет на поезд купить было очень сложно. Пришлось ехать, забравшись на крышу вагона — тогда многие так ездили. Доехали мы благополучно, только от паровозного дыма крепко прокоптились. В Северной Двине помылись, привели себя в порядок, и пошли в город. Днём мы закупили хлеба по цене 300 рублей за килограммовую буханку. Вечером поехали на вокзал. Как только наш поезд тронулся, мы уже привычно забрались на крышу вагона. Но на обратном пути случилась неприятность. Из-за холодных ночей, хотя и был июнь, мы на остановках с приятелем поочередно спускались на землю и бегали вдоль состава согреться. Под утро на станции Лепша я бегал вдоль состава и, когда поезд тронулся, вспрыгнул на подножку вагона. Тут открылась дверь, меня схватил за руку милиционер и завёл в тамбур вагона, где находились проводник и ревизор. Потребовали билет и документы. Пришлось предъявить комсомольский билет. Объяснил, что еду от бабушки к родителям, а билетов не продавали. Ревизор сказал, что комсомольцы так не поступают, но штрафовать не стал, а выписал билет до Няндомы. В Няндоме я уже без приключений забрался на крышу вагона, где меня ждал Вадим с рюкзаком хлеба…

 

Родители — Александра Ивановна и Алексей Михайлович. Волошка 1968 год.

Работа на заводе

После окончания семилетки для продолжения учёбы надо было уезжать в Коношу.

В тот же год моя сестра Клава поступила в Вологодский пединститут. Обучать двоих детей в отрыве от дома для родителей было материально затруднительно, и я пошёл работать на целлюлозный завод учеником токаря в РММ. Директором завода был Дмитрий Григорьевич Малафеев. Он опирался на опыт таких специалистов, как ветеран завода Сергей Васильевич Широгоров, который прошёл трудовой путь от слесаря до главного инженера. Сергей Васильевич досконально знал на заводе всё: от самых сложных агрегатов до последнего болта. Менялись директора, а Широгоров был бессменным. Когда он умер, заводчане поставили ему гранитный памятник из вала сушильной машины.

Начальником РММ долгое время был М.Н.Кондраков, а мастером-нормировщиком НАКряквин. Меня прикрепили учеником к лучшему токарю завода Николаю Павловичу Кичеву. Как я был удивлен, когда узнал, что мой наставник глухонемой, но мастер успокоил: «Он все понимает по губам, когда ему что-то говорят, а тебе будет объяснять жестами и письменно». Через месяц я отлично понимал Николая. А через три сдал экзамен на третий разряд. Отработал токарем пять с половиной лет до призыва в армию и получил 5-й разряд. Николай Кичев ещё десять лет трудился на заводе, а затем его пригласили на Архангельский ЦБК. В РММ было много хороших специалистов — мастеров своего дела. Славились электросварщик Банюк, автогенщик Дианов, кузнецы Титов, Тюрянин, Уткин, строгальщики Шаманин и Пологлазков, слесари Петровичев и Лобанов, токари Кичев и Батутин. На Волошском заводе работала вся наша семья. Отец — начальником лесной биржи, затем техником-строителем в ОКСе. Старшая сестра Анна и её муж Владимир — электриками. Сестра Клавдия — аппаратчиком кислородной станции, я — токарем, Виталий — машинистом крана, Eвгений — столяром ОКСа, Анатолий — кислотчиком, Валентина — воспитателем заводского детсадика.

Старший сын Виталия — Александр после окончания АЛТИ работал мастером, затем начальником ТЭЦ, 15 лет был директором завода. Второй сын Виталия — Геннадий — токарем. Общий трудовой стаж семьи Крехалевых на заводе более 200 лет.

Комсомол

Наша организация ВЛКСМ насчитывала более ста человек.

Большинство поселковой молодёжи от 14 до 28 лет состояло в комсомоле. Работая на заводе, я принимал активное участие в общественной жизни — избирался комсоргом цеха, заместителем секретаря комсомольской организации завода, отвечал за спортивную и культурно-массовую работу, был членом заводского комитета профсоюза. Комитет ВЛКСМ в разные годы возглавляли Кряквин, Трофимчук, Цирюльникова. Помню, зимой 1949 года меня пригласили в кабинет директора завода Малафеева. У него находился секретарь комитета комсомола И.E.Трофимчук, который возглавлял ещё и завком завода. Директор сообщил: срываются поставки сырья — балансов, так как у леспромхоза не хватает рабочих. Поэтому дирекция, парторг и завком решили направить на месяц комсомольскую бригаду из 20 человек в лесопункт Усть-Нименга. Мне предложили возглавить эту бригаду. За два дня мы сформировали бригаду и выехали в лесопункт. Нас разместили в клубе и распределили к опытным лесозаготовителям. Работали на простых операциях: рубили сучья, распиливали хлысты, занимались погрузкой. Мы добросовестно отработали месячный срок и помогли лесозаготовителям справиться с планом.

Лесопункт

Лесопункт в Волошке образовали в 1934 году. Рабочие набирались из близлежащих деревень.

На лесозаводе первые машины появились в 1949 году. Трактора в лесопункте были на газогенераторных двигателях, топливо — коротенькие чурки-дрова. Все хлысты на нижний склад вывозились тракторами. В конце 50-х лошадиную тягу заменили газогенераторные автомобили. С каждой стороны за кабиной грузового автомобиля с газогенераторным двигателем стояло по одному баку с люками на боковой поверхности. На работающей машине в одном из баков тлели небольшие по размерам дрова — чурки, выделяя газ, необходимый для работы двигателя. С противоположной стороны кабины -холодный загруженный чурками бак, готовый к работе, если в первом дрова прогорят. Узкоколейка — первый участок — ориентировочно была открыта в 1951 году. Вывозка леса по узкоколейной железной дороге окончательно прекращена в 2006 году.

 

Делегация из Индонезии

Развитие спорта в посёлке

Мы, комсомольцы, начинали строить стадион.

На пустыре между клубом и школой проводили воскресники, обустроили футбольное поле и волейбольные площадки. Организовали секции: легкоатлетическую, футбольную, волейбольную, теннисную, шахматную, хоккейную, лыжную. Не было штатных тренеров, но нам повезло, что возвратился после войны Вениамин Иванович Борыгин. До ухода на фронт он занимался многими видами спорта и охотно делился своими знаниями с молодёжью — бескорыстно, тратя своё свободное время. Он вёл занятия в легкоатлетической и гимнастической секциях, тяжёлой атлетике и шахматной. Спортсмены завода участвовали в поселковых, районных и областных соревнованиях по лыжам. Каждый погожий вечер на волейбольных площадках у клуба шла азартная игра на вылет — столько было желающих играть.

Наши лыжники всегда принимали активное участие в областных эстафетах, посвящённых знаменательным датам. К выборам всегда были лыжные походы: команда из пяти лыжников выходила из Коноши, и шла вдоль железной дороги до станции Мелентьевский. Там передавали эстафету команде Мелентьевского лесопункта. Те шли до Вандыша и эстафету принимала команда Волошки. В Бурачихе передавали рапорт о трудовых успехах молодёжи Коношского района Няндомскому району. И так — до Архангельска. Участники шли с красными лентами, на которых писали цель эстафеты, в населённых пунктах рассказывали о жизни своих трудовых коллективов. Я был участником двух эстафет. Активными участниками в проведении всех спортивных мероприятий были Володя Попов, Анатолий Перцев, Николай Чикалев, Анатолий Соколов, Николай Шаманин, Ида Кузилова, Антонина Березина и многие другие. Наша работа по развитию физкультуры и спорта в посёлке была изучена в обкоме ВЛКСМ и областном спорткомитете. В октябре 1950 года меня, как заместителя секретаря заводского комитета комсомола, отвечающего за культурно-спортивную работу, и спорторганизатора Борыгина пригласили на заседание бюро обкома комсомола, где наша работа была одобрена.

 

Коллектив РММ завода № 5. 1950 год.

Служба в армии

В марте 1951 года меня призвали в армию.

Служил в отдельном батальоне связи 45-й Воздушной Армии в Чите Забайкальского военного округа. Через год назначили старшиной радиолокационной роты, в июле 1952 года приняли в члены ВКП(б). За успехи в боевой и политической подготовке дважды поощрялся отпуском на родину. Награждён знаком «Отличник авиации» и Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ. С разрешения командира части заочно окончил 8, 9, 10 классы. В те годы солдат, как при призыве, так и после демобилизации возили в теплушках. До Читы эшелон шёл 15 суток. Служить мне пришлось 4 года и 9 месяцев. Служба в авиации составляла 4 года, но срок считали с 1 января календарного года. Поскольку я призвался в марте, то 9 месяцев мне не засчитали в срок службы. В те годы в армии не было дедовщины. Демобилизовался в 1955 году. Командир написал в Коношский райком партии благодарственное письмо за мою хорошую службу.

Коноша

После армии вернулся на Волошку.

Отец передал, что недавно звонила секретарь райкома партии Океанова и просила, чтобы я сразу по возвращении домой приехал в райком. На беседе в райкоме сказали, что через две недели состоится районная комсомольская конференция и бюро райкома КПСС будет рекомендовать меня для избрания вторым секретарём райкома комсомола. Я ответил, что планировал поступать в институт. Мне сказали, что это похвально, но надо поработать 3-4 года в комсомоле, а затем направят в Высшую партийную школу в Ленинграде. И я дал согласие. 26 ноября 1955 года меня избрали секретарём Коношского райкома ВЛКСМ, а через полгода — первым секретарём райкома комсомола. С большой теплотой вспоминаю годы работы в комсомоле. Мы подобрали хороший комсомольский актив, и это позволяло нам направлять и контролировать работу 139 комсомольских организаций района, в которых состояло на учёте 3525 человек. С апреля по июнь 1957 года я учился на курсах в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. После окончания, в числе лучших слушателей, был оставлен в Москве для работы с иностранными делегациями на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Мне поручили работать с делегацией из Индонезии, которая насчитывала 210 человек. Работа на фестивале запомнилась на всю жизнь как яркий праздник, хотя было нелегко. Днём и вечером возили делегатов на встречи в трудовые коллективы, на культурные и спортивные мероприятия, а поздно вечером согласовывали план на следующий день. Спали по три-четыре часа. За две недели в нашей делегации не было допущено никаких неприятностей. После окончания фестиваля индонезийцы горячо поблагодарили нас и переводчиков за гостеприимство и заботу. В сентябре 1959 года я был направлен в Ленинградскую высшую партийную школу, которую окончил с отличием в 1963 году. Получил назначение инструктором орготдела Архангельского обкома КПСС, затем работал лектором, заместителем заведующего отдела пропаганды и агитации обкома. В 1970 году избрали первым секретарем Плесецкого райкома КПСС, а через 6 лет утвердили заведующим организационным отделом обкома КПСС. С 1984 года возглавил областные профсоюзы. Избирался делегатом 27 съезда КПСС, 17 и 18 съездов профсоюзов СССР.

Послесловие

С 1991 года я нахожусь на пенсии.

И хотя с 1956 года не проживаю в Волошке, но связь с ней поддерживаю постоянно. Ведь я здесь получил путёвку в жизнь. В Волошке проживают семьи двух моих братьев: Виталия и Анатолия. Почти каждый год стараюсь здесь побывать. Хотя до слёз больно видеть руины родного завода и умирающий посёлок. Состою членом Коношского землячества в Архангельске и по мере сил и здоровья участвую в его работе. Мне 84 года, из них 60 лет являюсь членом Коммунистической партии, и всю жизнь старался не запятнать это высокое звание.