Архангельская область вошла в число пилотных регионов, на территории которых будет реализована масштабная отраслевая программа по обелению лесного бизнеса.
Сегодня в лесной отрасли Архангельской области задействовано более 700 организаций и свыше 45 тыс. работающих. Однако доля налоговых поступлений, которая приходится на отрасль, незначительна. Некогда «всесоюзная лесопилка» приносит налогов меньше, чем сфера торговли. В 2016 году в консолидированный бюджет Российской Федерации предприятиями лесной отрасли уплачено 3,1 млрд рублей налогов — это всего 2 процента от общей суммы поступлений по региону. Отчисления по налогу на добавленную стоимость (НДС) по плательщикам лесной отрасли и вовсе сложились отрицательными, возврат из бюджета превысил поступления на 1,2 млрд рублей. Eстественно, такая ситуация не может устраивать государство, которое понимает и высоко оценивает потенциал лесной отрасли, в том числе как источника формирования бюджетов различных уровней.
Более половины плательщиков лесной отрасли формируют налоговый разрыв в сумме 2,7 млрд рублей. Под налоговым разрывом понимается разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены, исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки, и суммой фактически уплаченных налогов. К сожалению, лесная отрасль остаётся «серой зоной» и одной из наиболее проблемных сфер с точки зрения соблюдения налогового законодательства.
Характерным нарушением налогового законодательства для налогоплательщиков, занимающихся лесозаготовками и переработкой лесопродукции, является использование фирм-«однодневок» или «мнимых» юридических и физических лиц для включения в оборот, в том числе и нелегальной древесины, полученной незаконным способом (например, за счёт незаконной рубки). Как правило, данные посредники применяют общий режим налогообложения (работают с НДС), не несут самостоятельно финансовых и иных рисков, имеют минимальную налоговую нагрузку. Такая форма ведения бизнеса приводит к выводу денежных средств из-под налогообложения, фактически сформирован теневой сектор экономики по обороту древесины. При этом поставка лесозаготовителями как легально, так и нелегально заготовленной древесины осуществляется непосредственно на склады лесоперерабатывающих предприятий.
Как следствие, субъекты предпринимательской деятельности в сфере переработки лесопродукции завышают затраты по закупке древесины и незаконно обращаются за возмещением НДС из бюджета по продукции, легальность приобретения которой не подтверждается документами, либо оформлена сфальсифицированными документами, а лесозаготовители не отражают, либо занижают свои доходы от реализации, в том числе и легально заготовленной лесопродукции. Всё это усугубляет тяжёлое состояние лесного комплекса, провоцирует незаконные вырубки лесных массивов и приводит к медленному лесовосстановлению.
В рамках масштабного проекта планируется использовать подходы и методики, которые успешно применяются ФНС России при реализации аналогичной отраслевой программы по обелению зернового рынка. Предстоит серьёзная работа, в которой должны быть задействованы не только налоговые органы, но и все заинтересованные лица — от органов государственной власти и местного самоуправления до налогоплательщиков, многие из которых также несут потери из-за недобросовестной конкуренции.
Налоговая служба считает, что оборот лесопродукции можно сделать прозрачным и минимизировать риск бюджетных потерь. Один из рецептов — подписание соглашения между компаниями отрасли, которые в добровольном порядке возьмут на себя обязательства по устранению нарушений путём организации прямой поставки леса от заготовителя до переработчика. Зная о понимании важности решения этой проблемы со стороны Губернатора Архангельской области Игоря Орлова, соответствующих структур и министерств, рассчитываем, что совместными усилиями нам удастся навести порядок в лесопромышленном комплексе региона.