28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг

17 ноября 2018

В настоящее время в нормативной правовой базе, регулирующей осуществление контроля и надзора, не в полной мере учитываются специфика и условия совершения нарушений в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и административного производства в условиях роста количества жалоб граждан и выявленных нарушений. В то же время следует отметить, что в современных условиях Роспотребнадзор участвует в согласовании проектов законодательных и нормативных правовых актов, имеющих отношение к защите прав потребителей, включая потребителей финансовых услуг.

Виды финансовых услуг

1. Банковские услуги — ряд финансовых услуг, право совершения которых принадлежит только банкам. К этим услугам относятся:

— привлечение денежных средств во вклады;

— расчётно-кассовое обслуживание.

2. Финансовые услуги, которые предоставляются не только банками:

— кредитование (включая жилищное кредитование или ипотеку);

— денежные переводы.

3. Инвестиционно-банковские услуги — в общем смысле услуги посредничества между потребителем и фондовым рынком:

— депозитарные услуги;

— финансовое консультирование;

— оценка собственности.

4. Страховые услуги — услуги по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных (страховых) фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии):

— страхование;

— перестрахование.

Банки

Предоставление банками в рекламе ненадлежащей информации о предлагаемой банковской услуге нарушает ст. 28 «Реклама финансовых услуг» (ФЗ «О рекламе»).

Согласно этой статье, реклама банковских услуг (а также страховых и иных финансовых услуг) не может умалчивать об условиях их оказания, влияющих на сумму доходов или расходов лиц, воспользовавшихся данными услугами, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Нарушение данной нормы банком влечет обязанность возмещения понесенных потребителем убытков. Но в судебной практике большее значение придается не содержанию рекламы банковской услуги? а содержанию подписанного договора об оказании банковской услуги, в котором могут отражаться иные условия предоставления услуги, и возмещения понесенных потребителем убытков ввиду ложной рекламы, как правило, не происходит. Более того, закон обязывает потребителя не только подавать иск о возмещении ущерба в таких случаях, но и отказываться от договора с последующим возвращением результата предоставления услуги? если это возможно согласно ее характеру. Для потребителей кредитных услуг такой возврат теоретически возможен, но практически сложно реализуем.

Относительно защиты прав потребителей банковских услуг (депозитных и кредитных) можно обратить внимание на следующий ряд установленных в РФ, но часто нарушаемых норм защиты потребителей финансовых услуг:

— запрет пакетирования различных финансовых услуг;

— запрет взимания комиссии за предоставление кредита;

— запрет на взыскание банком неустойки за досрочное погашение кредита;

— запрет включения банком в договор положений, дающих банку право одностороннего изменения условий кредитного договора;

— запрет навязывания клиенту дополнительных платных услуг без согласия клиента в форме взимания платежей за обслуживание ссудного счета, открываемого заемщику в рамках исполнения кредитного договора;

— запрет на включение в договор условий, нарушающих право потребителя выбрать суд;

— запрет на передачу взыскания просроченной задолженности коллекторским агентствам без согласия должника.

Страховые компании

Существенным событием в сфере защиты прав страхователей стало отнесение страховой деятельности к видам услуг, регулируемых законом о защите прав потребителей (согласно постановлению Верховного Суда РФ). Благодаря этому изменению у страхователей появился ряд возможностей:

— подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства;

— не платить госпошлину при обращении в суд;

— требовать со страховщика возмещения морального вреда;

— в видах страхования, для которых размер неустойки за просрочку не определен специальным законом (например, в добровольном страховании), требовать выплаты неустойки в размере 3% от суммы выплаты за каждый день просрочки.

В сфере страхования за последние годы произошел ряд изменений, в том числе:

— было введено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

— введено обязательное страхование ответственности перевозчика;

— при покупке полиса ОСАГО введено обязательное требование предварительного прохождения техосмотра, но увеличен срок пользования приобретением полиса ОСАГО;

— установлена новая система тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Несмотря на такие положительные изменения, российское законодательство в сфере защиты прав страхователей еще содержит большой ряд недостатков, к числу которых можно отнести:

— отсутствие нормативных требований к раскрытию полной информации о формировании стоимости страховой услуги;

— непроработанность норм, регулирующих деятельность таких субъектов страхового дела, как посредников-агентов, страховых брокеров и т.д.

— отсутствие стандартизированных страховых продуктов, разработанных в интересах страхователей;

— отсутствие законодательного пресечения практики навязывания страховых услуг;

— допущение неполного страхования до применения усредненных тарифов;

— наличие ограничений прав страховщика на невыплату страхового возмещения на основе технических несоответствий;

— отсутствие четкого понятия «надлежащего уведомления» об аннулировании и отказе в возобновлении контракта;

— ограничения на использование гарантийных положений;

— необходимость введения срока для обдумывания для отдельных видов договоров для розничных клиентов.

Микрофинансовые организации

В 2010 году в Российской Федерации был принят закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. Данный закон определяет порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, порядок и условия предоставления ими микрозаймов, а также определяет права и обязанности соответствующего федерального органа исполнительной власти по контролю в сфере микрофинансирования.

Закон вводит ряд ограничений на деятельность микрофинансовых организаций. Среди таких ограничений — запрет привлекать средства в виде займов от посторонних физических лиц и установление минимальной суммы займа от участников организации в размере 1,5 млн. руб., а также установление максимальной суммы выдаваемого займа в размере 1 млн. рублей.

Согласно закону, кредитор не имеет права изменять в одностороннем порядке процентные ставки или порядок их определения по договору микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия договора займа; кредитору запрещено вводить штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма (если заемщик — физическое лицо, и заемщик предварительно письменно уведомил о намерении досрочного погашения займа микрофинансовую организацию не менее чем за 10 календарных дней). Также все микрофинансовые организации должны зарегистрироваться в едином реестре микрофинансовых организаций, который ведет уполномоченный орган.

Улучшение законодательных и нормативных основ функционирования микрофинансовых организаций позволит получить импульс в развитии данного рынка, столь востребованного в малых городах? малыми предприятиями и микропредприятиями.

Кредитные кооперативы

Согласно закону о кредитной кооперации, кредитный кооператив имеет право привлекать денежные средства своих членов и предоставлять займы, но только членам кооператива. Кооператив не может выступать поручителем по обязательствам своих членов и других лиц; не может участвовать своим имуществом в формировании иных юридических лиц; выпускать эмиссионные ценные бумаги, проводить операции с ценными бумагами и осуществлять торговую и производственную деятельность.

В исполнение требования данного закона создан Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов 1 и 2 уровней.