Новым «майским» Указом Президента определено 12 направлений, реализация которых позволит обеспечить прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни россиян, улучшение демографической ситуации. К числу приоритетных отнесён и проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Уже до 1 октября 2018 года Правительство РФ совместно с органами государственной власти регионов должно разработать и представить национальные проекты (программы) по всем направлениям Указа.
Не лишним будет отметить, что в Архангельской области за последние пять лет проведена серьёзная работа, заложен крепкий фундамент для обеспечения прорывного развития дорожной инфраструктуры. Но многое, конечно, ещё предстоит сделать.
Направление — Север
С 1 января 2019 года в Архангельской области появится вторая федеральная трасса.
Eё частью станет дорога Архангельск -Каргополь — Вытегра. Распоряжение об этом 26 июня подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Участок войдёт в состав новой федеральной трассы А-215, которая будет проходить по маршруту Санкт-Петербург — Каргополь — Плесецк — Брин-Наволок — Архангельск.
Eщё в октябре прошлого года в Плесецком районе торжественно открыли движение по третьему по счёту за последние три года реконструированному участку автотрассы Брин-Наволок — Плесецк — Каргополь.
За всё время реконструкции трассы на трёх участках заасфальтировано и построено заново 35 километров грунтовой дороги, которая ещё недавно доставляла немало хлопот автомобилистам. Специалисты подготовили дорогу и все необходимые документы для дальнейшей её передачи в федеральную собственность.
Первый 12-километровый отрезок трассы сдан в эксплуатацию в ноябре 2015 года. В ноябре 2016 года открыто движение по участку Сухое — Самодед, его длина составила 11,8 километра. Контракт на реконструкцию третьего пускового участка «Войбора — 124 километр» протяжённостью 10,6 километра выполнен в октябре 2017 года. Подрядчиком на всех трёх участках выступило ООО «Севзапдорстрой». Общая стоимость всех выполненных работ — 1 миллиард 678 миллионов рублей. Из них 1,619 миллиарда составили средства федеральных трансфертов, ещё 58 миллионов рублей — средства бюджета Архангельской области.
После передачи в федеральную собственность дорожное агентство получит от Архангельской области четыре уже готовых проекта по приведению в нормативное состояние других участков трассы. А именно участок Самодед — Кяма протяжённостью 7,2 километра с обходом посёлка Самодед и строительством нового моста через реку Ваймуга, а также участок «124 километр — 132 километр» длиной 7,3 километра со строительством путепровода на станции Eмца.
Eщё два участка в Плесецком и Карго-польском районе ожидает капитальный ремонт. Эти работы будет проводить уже Росавтодор.
Как отметил директор дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев, средства, высвободившиеся от содержания данной дороги, а это более 90 миллионов рублей ежегодно, будут перераспределены на другие, проблемные участки региональных автодорог.
Вадим Кривов, министр транспорта Архангельской области подчеркнул, что передача участка федералам позволит повысить качество дорожного покрытия.
— Передача автодороги Брин-Наволок — Плесецк — Каргополь в ведение Росавтодора будет означать повышение её качества, так как федеральные нормативы содержания автодорог в разы выше региональных. Прекрасный пример этому — сегодняшнее состояние трассы М-8. Само же появление в регионе второй федеральной автотрассы станет мощным толчком к развитию тех районов, по которым дорога проходит, и Архангельской области в целом, — уверен Вадим Кривов.
Правительство области совместно с «Архангельскавтодор» ведёт активную работу по передаче региональных дорог в федеральную собственность. Так, годом ранее — с 1 января 2017 года — в федеральную собственность передана автомобильная дорога, обеспечивающая подъезд к международному аэропорту «Архангельск» (Талаги). Речь идёт об участке дороги от федеральной трассы М-8 «Холмогоры» протяжённостью 8,9 километров и всей инфраструктуре, необходимой для эксплуатации и содержания дороги, в том числе и Краснофлотский мост. В планах — до 2023 года на этом участке отремонтировать мостовые переходы через реку Юрас и на участке в районе ул. Лермонтова, а также правобережную эстакаду Краснофлотского мостового перехода.
Запланирована передача в федеральную собственность ещё двух маршрутов: Вологда — Котлас — Сыктывкар (протяжённость региональных дорог по Архангельской области — 182,9 км), Усть-Вага — Ядриха (протяжённость — 300,2 км). Ориентировочно подготовка всех необходимых документов завершится к декабрю 2019 года, а в федеральную собственность дороги перейдут в 2021 году.
Кроме того, в соответствии с проектом плана Правительственной комиссии по развитию северных территорий, совместно с Республикой Карелия в Росавтодор направлены предложения по передаче в федеральную собственность маршрута Архангельск (от посёлка Рикасиха) — Онега — автомобильная дорога Р-21 «Кола». Протяжённость участка по территории региона составляет более 300 километров.
На местном уровне
Повышение «связности» территории области — одна из ключевых задач региональной власти. За последние годы в этом направлении выполнен серьёзный объём работ.
Так, в рамках строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта приведено в нормативное состояние 217,2 км автомобильных дорог по направлению движения транзитного транспорта в направлении Северного транспортного коридора по территории Архангельской области и направлению Б.Наволок — Каргополь. Одним из самых ярких и долгожданных событий в рамках этой работы стал ввод в эксплуатацию обхода города Котлас.
В ближайших планах — строительство отдельных участков автомобильных дорог общего пользования регионального значения по направлениям на Карпогоры!, Яренск, Онегу, Лешуконское; 4-х мостов общей протяжённостью 414 метров.
Также предполагается обеспечить подъезды к 14 сельским населённым пунктам, привести в нормативное состояние за счет капитального ремонта и ремонта 320,7 километра автомобильных дорог общего пользования и 72 моста на трассах регионального значения.
Большая помощь оказывается и муниципалитетам на ремонт и содержание дорог местного значения, объём которой постоянно увеличивается. Так, если в 2014 году местным властям из областного бюджета на эти цели выделено 185 миллионов рублей, то в этом году эта сумма составила 249 млн рублей. И это без учёта дополнительных средств в размере 47 миллионов рублей, выделенных буквально на днях.
Следующий шаг -национальный проект
Многие эксперты отмечают беспрецедентный рост внимания властей региона к развитию дорожной инфраструктуры за последние годы.
Это вполне оправданно — ведь от качества и разветвлённости дорожной сети во многом зависят экономическая ситуация в области, безопасность пассажиров и водителей. Вместе с тем, проделанная работа станет точкой опоры, фундаментом для следующего большого этапа — реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Указом Президента определены конкретные целевые показатели, поставлены точные задачи.
Да, решение потребует большой и слаженной работы от всех органов власти, дорожников, общества. Но нет никаких сомнений, что эти задачи будут решены -качественно и своевременно.
ФАКТЫ
— 382,1 км автомобильной дороги трассы М-8 за пять лет реконструировано и капитально отремонтировано
— 6 мостов общей протяжённостью 453,83 погонных метра построено за последние пять лет, капитально отремонтировано — более 60 мостов.
— 72 км линий искусственного освещения и тротуаров на участках автомобильных дорог регионального значения будет построено в ближайшие пять лет -в посёлках Березник, Пинега и Шипицыно, сёлах Карпогоры, Холмогоры, Красноборск.
— 12 подъездов к сельским населённым пунктам, не имевшим связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием, построено за последние пять лет.