Автор:
Софья Фокина
В сентябре в одной из социальных групп в сети Интернет появилась фотография растерзанной собаки. Снимок сопровождался многочисленными комментариями.
Одни говорили, что собаку съел волкособ, другие же, ссылаясь на опытных охотников, утверждали, что это дело рук человека.
Дискуссия развернулась нешуточная. Для более детального освещения проблемы в Коношу приезжали журналисты областного телевидения.
Районная газета тоже не оставалась в стороне. 11 сентября на страницах «Коношского курьера» публикуется статья «Мастера коллективной охоты» одолели жителей района». И вот корреспонденты районки снова возвращаются к данной теме.
Причина напасти -привады вблизи
В первую очередь мы связались с ведущим специалистом-экспертом Коношского обособленного подразделения Управления лесничествами, показав фотографии из соцсети, на которых запечатлены останки собаки. Людмила Мамонтова дала следующий комментарий:
— Судя по фотографии, с большой долей вероятности можно сказать, что собаку съели волки или гибриды (волкособы). Обычная история для осени, волчицы натаскивают молодняк. Eсли вам дорога ваша собака, надо исключить доступ к ней посторонних и не отпускать бегать без присмотра. На сегодняшний день нет информации о нападении волков на человека.
Охотничий сезон на серых хищников открылся 15 сентября. Мы вместе с несколькими охотниками-энтузиастами пытаемся что-то сделать, выкладываем привады, чтобы оттянуть волка в лес и там попытаться добыть зверя. Но что наши привады по сравнению с обширными свалками и помойками, которые устраивают люди у частных и многоквартирных домов.
Также хочется сказать, что по старым правилам охота разрешалась на расстоянии трёх километров от населённого пункта, а сейчас всего в 200-х метрах. Вот и получается, что некоторые молодые охотники, не осознавая всю степень опасности, выкладывают привады на ближних окраинах посёлков, а дожидаться зверя, сидя в засаде день, два, пять… не хотят. Волк приходит к кормушке, ищет новую, потом начинает нападать на собак: одну, вторую… Именно такую ситуацию мы наблюдаем сейчас.
Волкособ вышел на охоту.
Проблема, как видим, назрела давно. Из разных уголков района только и слышно, что гибрид утащил собаку с цепи, либо попытался съесть на месте — хозяева вмешались и отстояли своего верного друга, то бабушка в своём огороде нашла мёртвую здоровую волчицу. Все эти истории не из фильмов ужасов, а реалии сегодняшнего дня. Родители боятся за своих детей, возвращающихся из школы в кромешной тьме. В Коноше утопают во мгле улицы Космонавтов, Радужная, Свободы, Театральная… пр. Октябрьский (от светофора в сторону железнодорожного моста).
Людей, звонящих в редакцию газеты, интересует, что по этому поводу думает власть.
Умён и коварен сей хищник лесной
28 сентября по инициативе сотрудников «Коношского курьера» в кабинете у первого заместителя главы района Владимира Лебедева состоялось совещание, на котором присутствовали представители отдела ГО ЧС, полиции, Коношского лесничества, охотовед и охотники.
Владимир Валентинович поинтересовался, какова на сегодняшний день численность волков в районе и как она регулируется?
Людмила Мамонтова ответила, что количество волков насчитывает 61 особь. Эта цифра не критическая, несколько лет назад их было 300. Дело в том, что мы столкнулись с такой проблемой, как волки-гибриды, которые обитают не в глухой тайге, а держатся возле населённых пунктов.
Каким же образом бороться с лесным хищником?
За стрельбу в посёлке можно получить штраф (порядка 40 тысяч рублей). Раньше охотники могли использовать яд, но теперь это запрещено, как и выставление капканов и петель.
Охотник со стажем Николай Бовыкин отметил, что волк считается самым умным и осторожным зверем, поэтому выследить и поймать его на мушку крайне сложно. Не каждому опытному охотнику это удавалось, хотя некоторые промышляют уже более 30 лет. В прошлом году удалось отстрелять лишь 19 волков, и то в основном это случайный, попутный «улов».
Владимир Лебедев:
— Что на сегодняшний день нужно охотобществу для урегулирования численности волкособов? Спецтехника, спецоборудование, чтобы на этой проблеме был поставлен крест раз и навсегда. Либо мы должны обратиться за помощью в Вельский или Вожегодский районы, откуда приедут специалисты-охотники и наведут здесь порядок.
В Коношском районе нет охотобщества, а создавать его — дорого и хлопотно, да и рациональность существования такой организации вызывает сомнения.
Отсутствие материального стимула
На совещании прозвучало, что в данный момент охоту на волка осложняет отсутствие снега, как и сильная заросль лесных просек.
В осенний сезон, при чёрных тропах, волка очень трудно выследить. Не вдохновляет охотников и отсутствие денежного вознаграждения за добычу хищника. Региональное профильное ведомство приостановило выплаты за добычу волка (10 тысяч рублей за шкуру) из-за отсутствия финансирования, а выплата из районной казны составляет всего 3 тысячи рублей, что делает охоту крайне нерентабельной.
Владимир Лебедев:
— У нас есть резервный фонд главы района, мы готовы рассмотреть вопрос об увеличении вознаграждения за добычу волка, чтобы материально заинтересовать охотников, кроме того, готовы выделить деньги на бензин, но ни один охотник не обращался в администрацию с этим вопросом.
Николай Гулин добавил, что если у охотников появится заинтересованность в добыче данного вида пушного зверя, то и ликвидация гибридов начнёт осуществляться быстрее.
Начальник ОМВД России по Коношскому району Сергей Жуков пояснил:
— Мы не защищаем людей от диких животных, да и оружие имеем вправе применить только в случае его нападения на человека. Все остальные действия участковых уполномоченных будут считаться противозаконными.
Поинтересовались охотники и правомерностью отстрела волков в населённом пункте. На что представитель правоохранительных органов заметил:
— В случае вынужденной самообороны от лесного зверя либо его нападения на вашу собаку к вам вряд ли применят штрафные санкции. Но данный факт придётся доказывать, возможно, даже в судебном порядке.
Пока охотники проводят учёт своих лесных участков на наличие волков, администрация района решает вопрос по увеличению размера финансовой компенсации за добытого зверя, администрация поселения меняет перегоревшие лампочки на уличных столбах и включает освещение там, где его нет, родителям остаётся только одно — встречать своих детей из школы и ограничить их нахождение на улице в вечернее время.