28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Чтобы не умолк родник в Раменье

20 сентября 2017

Автор:

Татьяна Хрычева

 

В старину существовало поверье, что, напившись родниковой воды, человек способен почерпнуть силу самой земли…

В редакцию позвонила обеспокоенная коношанка и настойчиво просила журналистов «Коношского курьера» съездить в Раменье и посмотреть, какой непорядок царит нынче у раменских родников.

 

Символические подношения.
Автор фото: Татьяна Хрычева

Из ее сбивчивого рассказа было непонятно: то ли речь идет о захламленности родника, то ли о разбитой дороге. Мы отправились в путь.

ДОРОГА до деревеньки хоть и грунтовая, но ровная, хорошо укатанная. Однако, свернув к родникам, сразу почувствовали, о чем толковала наша собеседница. Водитель редакционной машины до упора выворачивал руль, пытаясь лавировать между глубокими, заполненными водой ямами. Вскоре мы выехали на поляну. Здесь с первого взгляда стало ясно, кто является «автором» и ям, и как попало брошенного горбыля, которым мостят дорогу для проезда лесовозов. Заготовители «зеленого золота», вывезя из лесных делянок древесину, совершенно не заботятся о том, что они оставляют после себя. Непонятно, куда смотрит глава администрации МО «Ерцевское»?

САМИ источники также имеют запущенный вид. У «белого» родника сруб обветшал, покрылся мхом, но каким-то чудом сохранился маленький ковшик. Лесная тропинка позвала дальше. Нашему взору открылась удивительная картина: густо увешанные тряпками деревья. Все вместе: тишина, нарушаемая только звуком льющейся с небольшой высоты воды из родника, и эти поникшие тряпочки — производят довольно гнетущее впечатление. Согласно языческим поверьям, тканевые ленточки, которые развешивали на дереве, выросшем над источником, считались символическими подношениями духам, чтобы попросить у них здоровья, богатства или счастья — кому чего не хватает. Но речь идет о ленточках или узких полосках чистой ткани. Здесь же, видимо, просители решили, что много — не мало, и истово навесили на ветви деревьев детские колготки, мужские носки, полотенца, рубашки, бюстгалтеры и тому подобное. Спеленутые тканями стволы деревьев напоминают пациентов хирургического отделения, попавших в автокатастрофу. Что касается «черного» родника, то его смогут найти разве что местные жители, поскольку сруб полностью ушел в землю.

 

Дорога разбита.
Автор фото: Татьяна Хрычева

Раменские родники входят в туристическую карту Коношского района. Как нам пояснила Надежда Гневашева, заведующая отделом по туризму районной библиотеки, с этим турмаршрутом работает в основном Глубоковская библиотека. В рамках проведения фольклорных праздников и других мероприятии сюда привозят туристов, рассказывают им легенды о возникновении источников. Бывает, что появляются и отдельные желающие взглянуть на родники. Правда, в этом году не было подано ни одной заявки на экскурсии сюда.

ВОЗВРАТЯСЬ в деревню, мы встретили на улице супружескую пару из Коноши. В Раменье у Сергея родительский дом, поэтому почти все лето они живут здесь, ухаживают за огородом. «Дорогу разбили так, что не проехать, — подтверждает хозяин, — раньше на автомобиле ездили к родникам. Вода чистая и вкусная, чай заваривается хорошо. Теперь же можно проехать только на тракторе или пройти пешком, но это довольно далеко — порядка полутора километров. Воду приходится возить из Коноши или из Сосновки. В деревне лет семь назад (а может, и больше) не стало воды. Были две водоразборные колонки, но сгорели насосы, а новые никто не ставит. Обращались, конечно, в администрацию МО «Ерцевское», но проблема не решилась. Кто-то из местных пытался держать подсобное хозяйство: поросят, гусей, но при отсутствии близкого источника воды эта задача оказалась не под силу. И раньше, и сейчас приезжают к родникам люди не только из Коноши или района. Едут из разных городов, везут с собой пустую тару, чтобы наполнить ее чистейшей родниковой водой. Дорогу к источникам все время кто-нибудь спрашивает».

 

«Белый ключ».
Автор фото: Татьяна Хрычева

ВОДА в «черном» роднике и впрямь обладает волшебными свойствами, — говорит наш собеседник, — бабушки раньше ею детей умывали, так те крепко потом спали. А еще сказывали, что в том месте нельзя браниться и матом выражаться. Те, кто так поступал, плохо заканчивали.

Как бы то ни было, но раменские родники пора брать под защиту. Первым делом надо привести в порядок дорогу к ним: обязать лесозаготовителя засыпать ямы, убрать горбыль. Требуется ремонт срубов обоих родников. Для этого нужны средства, которых у поселения, конечно же, нет. В нашем районе широко развернуто ТОСовское движение, в том числе есть ТОС и в Ерцево. Может, его активисты возьмут на себя это дело, чтобы не умолк веселый голос живого родника.

СПРАВКА КРАЕВЕДА

Вот что говорил в 2010 году о родниках писатель-краевед Сергей Конин:

— Названия раменских источников говорят сами за себя: Белый ключ и Черный ключ. Оба были благоустроены — колодезные срубы обновлены. Бывший житель Раменья В.И.Ванюков, пока позволяли силы, ухаживал за родниками, чистил их и детей своих привлекал к этому благому делу. Инициаторами восстановления колодцев-ключей были братья Сергей и Николай Старцевы. В основном они-то рубили и ставили сруб к Белому ключу.

Я хорошо помню те ключи, был у них несколько раз. У одного песочек на дне намного светлее обычного — буквально белое дно. Другой, как омут: в темной воде дна не видать. Родники у Раменья взял на заметку наш «дорожный царь и бог» Владимир Левачев и от основной трассы проложил туда дорогу. Валом туда народ не валит, но приезжают. А жители Раменья пользуются родниками постоянно, поскольку местная водонапорная башня приказала долго жить, а колодцев с чистой питьевой водой в деревне давно нет.