Автор:
Олег Королёв, г. Вологда
В 2018 году к 120-летию Коноши вышла в свет книга Сергея Конина «Коноша и коношане-2».
Интерьер торговой лавки на Руси (музейная экспозиция).
В ней, как мне кажется, автор ответил на большинство вопросов, связанных с начальным этапом строительства станции и посёлка. Но одна загадка всё-таки осталась. Очень жаль, что преждевременный уход из жизни не позволил Сергею Николаевичу на неё ответить. Речь идёт о тех самых вельских купцах, которые, якобы, сразу сориентировались в выгодах железнодорожной связи, суливших им прибыль, и первыми построили свои склады, магазины и дома недалеко от станции. В некоторых источниках называются даже их фамилии: Соболев, Попов, Вахромеев, Романовский и т. д.
Но так ли это было на самом деле? Почему именно вельские купцы, а не какие-то другие?
Давайте попробуем вместе ответить на эти вопросы. Помочь нам в этом смогут «Журналы проверки торгово-промышленных заведений Кремлёвской волости», которые до революции ежегодно составлялись волостным старшиной для представления в казённую палату. Сейчас с этими документами можно ознакомиться в государственном архиве Вологодской области. Так как мы не знаем точно, когда купцы приступили к строительству, то начнём с журнала за 1902 год. Согласно ему на тот период на станции Коноша имелись мануфактурные и бакалейные лавки следующих владельцев: почётного гражданина Вельска Конона Вонифатьевича Попова, крестьянина Вельского уезда Тавренской волости дер. Eрмаковской Пимена Александровича Соболева, а также крестьянина Казанской волости дер. Мунской Eвстафия Осиповича Рябкова. Как видим, никакого Вахромеева в то время в Коноше не было, а заведения Романовского (его фамилия присутствует в журнале) располагались не на станции, а в близлежащих деревнях волости. Но в журнале упомянут некто Рябков. Причём хочется отметить, что Казанская волость, уроженцем которой он был, к Вельску никакого отношения не имела. Эта волость была частью Кирилловского уезда Новгородской губернии, в него входили также наши Ротковец и Клёново. Но двое других купцов несомненно вельские. Дома, в которых они проживали в Вельске, до сих пор являются украшением города. Кстати, в коношских лавках они не сами сидели, у каждого из них был управляющий. У Конона Вонифатьевича — его брат Иван Вонифатьевич, у Пимена Александровича тоже брат — Илья Александрович. Ну а мы идём дальше.
Открываем журнал за 1901 год и видим, что в том году на станции Коноша имелись лавки лишь двух владельцев: К.В.Попова и E.О.Рябкова, т. е. Пимен Александрович Соболев свою торговлю в посёлке на тот момент ещё не открыл. Журнал за 1900 год, к сожалению, найти не удалось, поэтому переходим сразу к 1899-му. Этот год для нас особенно интересен. Как писали «Вологодские губернские ведомости», именно тогда проведены торги на отдачу в аренду 11-ти земельных участков под возведение построек в Коноше. Площадь каждого участка составляла 600 кв. сажень, арендная плата — от 30 до 42 руб., срок аренды — 24 года. Это были первые торги, до их проведения строиться на казённой земле никто не имел права. Исключение могло быть сделано лишь для нужд Глубоковского лесничества. Но уже в этом году волостной старшина Киселёв, делая записи в журнале проверки, отмечает, что на ст. Коноша имеется одно торговое заведение, владельцем является крестьянин Кирилловского уезда Новгородской губернии Eвстафий Осипович Рябков. Eго приказчик Василий Александрович Попов торгует в лавке ситцами, платками, чаем, сахаром, мануфактурой, бакалейным товаром и разными съестными припасами. Товар для торговли покупает в городах Вологда и Ярославль. Годовая сумма оборота — 4000 руб. Других торговых заведений в Коноше на тот момент не было.
Почему же именно E.О.Рябков стал первым, кто связал своё торговое дело с нашей станцией? На этот вопрос легко ответить, если посмотреть журнал проверки за 1897 год. Уже в то время у него имелись две лавки в деревне Верхней и одна у реки Коноша в пределах Кремлёвской волости, т. е. там, где проходило строительство Вологодско — Архангельской железной дороги. А после его завершения он просто перенёс всю торговлю непосредственно на станцию, так как это было для него гораздо выгоднее. Кстати, интерес Рябкова не ограничивался только Коношей. За ним самим или его родственниками числились в то время торговые места и в Новгородской губернии. Кроме того, на станции Вожега у Клавдии Степановны Рябковой имелись мелочная лавка, жилой дом, складочное помещение и курень. Скорее всего, Клавдия Степановна, о которой идёт речь, приходилась ему супругой. Но появление вельских купцов в лице К.В.Попова и П.А.Соболева с их немалыми капиталами заставило Eвстафия Осиповича свернуть торговлю в Коноше. Он, конечно, попытался поправить свои финансовые дела, открыв для этого маслодельные заводы в деревнях Дальней Зелёной и Филинской, но это ему не помогло. С 1906 года фамилия Рябкова в «Журналах проверки торгово-промышленных заведений по Кремлёвской волости» не встречается. Лавку он, скорее всего, продал. В каком месте Коноши она располагалась, кто стал её новым владельцем? Точно ответить на эти вопросы мы не можем, потому что с каждым годом количество торговых заведений в посёлке увеличивалось, становилось всё больше и их владельцев. Даже бывший его приказчик Василий Александрович Попов со временем встал на ноги, обзавёлся капиталом и вполне мог продолжить дело своего хозяина.