Автор:
Татьяна ХРЫЧЕВА.
Сегодня глава Коношского района Олег Геннадьевич Реутов принимает поздравления с юбилейным днем рождения. В районной газете мы часто пишем о юбилярах. И это правильно, ведь все достижения, успехи и дела творят люди. Хоть родился он в далеком заполярном Нарьян-Маре, но с раннего возраста жил, учился, а затем и работал в Коноше. О районе, о его социально-экономическом положении и людях, признался он, рассказывать может бесконечно. О себе говорить не привык. Все же это интервью состоялось.
Автор фото: Татьяна ХРЫЧЕВА.
— Олег Геннадьевич, все мы родом из детства. Какое самое яркое воспоминание или впечатление Вы пронесли через всю жизнь?
— В годовалом возрасте родители перевезли меня в Коношу, где жили бабушка Ольга Степановна и дедушка Григорий Васильевич Костеневичи. Мой отец, Геннадий Васильевич, рано ушел из жизни, когда я был еще школьником, поэтому примером во всем был дед. Белорусский крестьянин, высланный на Север, он дожил до глубокой старости, до 96 лет работал на земле, до последнего ходил с топором, молотком, что-то поправляя в своем хозяйстве. Никогда я не слышал от него осуждения властей за то, что навеки был оторван от родной земли, от могил предков. Дед работал на лесозаводе, а выйдя на пенсию, завел подсобное хозяйство, держал корову, теленка. Поэтому «трудовую повинность» в виде сенокоса я нес каждое лето неукоснительно. Уклад жизни у них был патриархальный: как скажет дед — так и будет. Со своей невестой познакомился в день свадьбы — родители будущих молодоженов обо всем сговорились. Это не помешало им прожить в согласии и любви много десятков лет. Перед Богом они стали мужем и женой, венчаясь в церкви, еще в Белоруссии, а официальный брак заключили в Коноше, когда им обоим исполнилось за 60 лет.
Детство у меня было, наверное, такое же, как и у всех моих сверстников. О ФОКах тогда и не мечтали. Играли с ребятами в футбол, зимой на лесозаводском озере — в хоккей, привязывая к валенкам коньки, а вместо клюшек брали у матерей батоги, на которых полоскали белье. Озеро летом для подростков было центром притяжения: здесь купались, играли, здесь же, если проголодались, жарили на костре мидии, которые собирали в озере.
— Кем мечтали быть во взрослой жизни?
— Мечтал стать военным, офицером-пограничником. После школы отправил документы в Московское высшее военное училище погранвойск и КГБ. «Подвела» дата рождения. Оказалось, что к вступительным экзаменам допускаются лишь достигшие 17 лет, мне же 17 лет исполнялось в сентябре. Эти несколько месяцев повернули мою жизнь в совершенно другое русло. Но ни о чем не жалею, видно, на скрижалях судьбы так было предначертано. Подал документы в Харьковский автодорожный институт.
— Олег Геннадьевич, если Вам предложили бы сниматься в игровом кино, то какую роль воплотили бы на экране?
— Никогда не задумывался об этом. Быть может, то, что не получилось осуществить в настоящей жизни, — сыграл бы военного.
— С чего начинается Ваше утро?
— С зарядки, она помогает стряхнуть сон и заряжает бодростью и хорошим настроением. На завтрак варю овсяную кашу, которая, по мнению моих близких, удается отменной. Яйцо всмятку и стакан чая завершают утреннюю трапезу.
— Вы — первое должностное лицо в районе, а также сын, муж, отец, дед. Расскажите немного о близких людях.
— Моя мама, Елизавета Григорьевна, по образованию медицинская сестра, около пятидесяти лет отработала в Коношской больнице, уже давно на заслуженном отдыхе. Раньше в деревнях престарелые родители жили вместе с детьми. Моя мама также живет с нами. В свое время она много вкладывала в меня, настала очередь отдавать сыновний долг. Сын Евгений, также как и я, окончил Лесозаводскую, а затем Коношскую среднюю школы, поступил в Архангельский лесотехнический институт, работает главным инженером автотранспортного предприятия. Внучка Эльвира учится в 7 классе, серьезно занималась плаваньем, имеет спортивные разряды, сейчас увлеклась легкой атлетикой. Дочь Людмила окончила Вологодский государственный технический университет, она — строитель, работает по специальности, недавно вышла замуж, детей пока нет. С женой Галиной Анатольевной вместе более десяти лет. Мы оба любим рыбалку, пожалуй, она даже более азартна, и, как все настоящие рыбаки, любит несколько преувеличить свой улов и размеры пойманной рыбы. Вместе ходим за грибами. Она любит разводить цветы, пытается и меня пристрастить к этому делу, но пока безуспешно.
— У Вас настоящее мужское хобби -охота. При постоянной занятости, как часто удается выбраться в лес с ружьем? И еще: «птичку не жалко»?
— В нашей семье не было охотников и рыбаков. Дед — крестьянин, самым достойным занятием для мужчины почитал земледелие, все остальное, в том числе охоту и рыбалку, считал откровенной блажью -только время тратить. Охотником я стал относительно недавно — лет двадцать назад. У нас сколотилась отличная команда из четырех человек. Мои друзья за сезон успевают 30 — 40 раз съездить на охоту, мне же удается значительно реже. Сказать по правде, к удачливым охотникам себя не отношу — все не убитые мною звери бегают в лесу. Скорее охота для меня — некий приятный ритуал: сделать лабаз, посадить овес, приготовить солончак, вечерком у костра попить чайку и потравить охотничьи байки.
— Вы относитесь к поколению, которому не надо ничего говорить о пользе книг и чтения. Какие книги Вы читаете? Ваши любимые произведения?
— Интернета в моем детстве, — как, собственно, и компьютера, не было, черпали информацию из книг. Читал в школе много, порой опережая свой возраст. В почете были Александр Дюма с его захватывающими приключенческими романами, Фенимор Купер, Джек Лондон. Сейчас для чтения хватает рабочих документов, просматриваю также газеты. В отпуске стараюсь добирать упущенное. Увлекаюсь художественными романами из истории государства Российского. Чтение не раз выручало в жизни, и в связи с этим вспоминается такой забавный случай. Устный экзамен по математике в институте принимал преподаватель весьма почтенного возраста. Узнав, что я из Архангельской области, очень этим заинтересовался и спросил, бывал ли я на Соловках? Сам не зная почему, но ответил утвердительно. И тут он стал расспрашивать о моих впечатлениях. Пришлось пересказать экзаменатору содержание книги о Соловецком архипелаге, которую незадолго до этого прочел. Все вместе: твердые знания по математике и вдохновенный рассказ об истории острова — позволили преподавателю вывести мне в ведомости пятерку. У меня же осталась заноза от того, что покривил душой. На Соловецких островах я все же побывал, но только много лет спустя. Это была чудесная поездка, и все, о чем тогда рассказывал на экзамене, увидел своими глазами.
— Вы в хорошей физической форме. Каким образом удается ее поддерживать? От чего приходится отказываться?
— Ежедневная зарядка. Зимой часто выхожу на лыжную прогулку. Не замахиваюсь на марафонские дистанции, но 3 — 5 километров прохожу. Стараюсь не есть после 6 — 7 часов вечера. Вообще, по жизни отношения со спортом на «ты». В школе играл в волейбол (до сих пор это моя любимая игра), хоккей, футбол. В институте до конца учебы увлекался таким техническим, красивым и рисковым видом спорта, как мотокросс. Причем выполнил норматив кандидата в мастера спорта. В «Сельхозтехнике», будучи заместителем руководителя, а затем и руководителем всегда стремился поддержать молодежь, занимающуюся спортом, так сказать, личным примером — играл в хоккей. Кстати, хоккейную коробку мы сделали поначалу собственными силами. Позже нас поддержал профсоюз: построили новый корт и при нем раздевалку, помогли с экипировкой.
— Какие качества Вы особенно цените в людях? Какими из них Вы обладаете?
— Назову обязательность, порядочность в делах. Дал слово — держи его.
— Вас часто называют человеком тактичным и деликатным. Для рядового гражданина это, безусловно, комплимент, а руководителю Вашего уровня не мешают ли эти качества управлять районом?
— Руководитель любого уровня обязан быть тонким психологом. Считаю, что приказ или распоряжение, отданные нормальным человеческим языком — тактично и корректно, только ускоряют их выполнение, а значит, и достижение цели.
— Вы водитель с многолетним стажем. Какая у Вас машина? Как много времени приходится проводить за рулем? Какое самое длительное путешествие Вы предприняли на автомобиле? Автопутешествия — это формат Вашего отдыха?
— Так получилось, что водительские права я получил дважды: сначала в Коноше в ДОСААФе в 1 972 году, затем в Харьковском институте. Первой машиной был «Москвич-412», затем ГАЗ-24 «Волга», позже «Волга 3105», теперь -кроссовер «Субару-Форестер». За рулем отдыхаю, гораздо хуже себя чувствую в качестве пассажира. Если ездим в командировки в Архангельск, честно делим с водителем время в дороге пополам: часть пути — за рулем он, часть — я. В отпуске ежегодно ездим на юг России на своем автомобиле — это порядка 2 500 километров. В этом году в бархатный сезон планируем проехать по Крымскому побережью.
— Как Вы относитесь к критике в свой адрес? К нелепым слухам, откровенным гадостям, которые сопровождают, пожалуй, жизнь любого публичного человека? Возникает ли желание ответить «ударом на удар»?
— К критике отношусь нормально. Не ошибается тот, кто не работает. Я, как и любой человек, могу ошибиться. Но тогда признаю ошибки, работаю над ними. Однако, критика критике рознь. Уважаю критику, прозвучавшую по делу. А пустое критиканство — оно и есть пустое. Только пафос и никаких конструктивных предложений. Критикуешь -предлагай, предлагаешь — помогай -только так. Не раз говорил, и повторю вновь: я готов к сотрудничеству с людьми, которые душой болеют за наш район, которым есть что сказать. Конечно, гораздо удобнее «запускать» слухи, заниматься критиканством, сутяжничеством и откровенным фиглярством, принося тем самым вред району, нежели внести хоть одно дельное предложение. С такими людьми мне точно не по пути. Но, как гласит народная мудрость: собака лает — караван идет.
— На юбилеи и круглые даты принято подводить промежуточные итоги. С чем можете себя поздравить, а что еще требует времени и доработки?
— Как человек, умудренный жизненным опытом, хочу сказать, что очень рад, что у моих детей все нормально, здравствует моя мама, которой уже 85 лет. С Галиной Анатольевной собираемся узаконить свои отношения, вступив в официальный брак, — почти так же, как когда-то сделали мои дед и бабушка. История повторилась.
— У «руля Коношского района» Вы находитесь третий срок. Как часто приходится принимать судьбоносные решения? По Вашему мнению, чем запомнится «эпоха Реутова» населению?
— Пожалуй, судьбоносные — это громко сказано. Но приходится принимать важнейшие для района решения, сопряженные с изрядной долей риска, брать на себя, как сказали бы в советское время, повышенные обязательства и гарантии. А затем стараться их выполнить.
В Коношском районе последними грандиозными стройками века в конце 1 9 80-х были комбикормовый завод и свинокомплекс. Затем долгие годы «застоя» в строительстве. В 1 990-е годы на первый план вышли серьезные проблемы: нехватка топлива, невыплата зарплат, экономическая нестабильность. Это были больные вопросы страны в целом. В настоящее время в районе вновь самый настоящий строительный бум. Воздвигаются жилые дома, строятся и реконструируются социальные объекты: школы и детские сады. Впереди еще много строительных планов.