28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Путешествие русских паломников на греческую гору Афон

22 ноября 2019

Председатель приходского совета Спасо-Преображенского храма в деревне Папинской (МО «Тавренгьское» Коношского района) Валентин Старцев побывал во многих странах на святых местах: в Италии, Греции, Израиле -для того, чтобы набраться духовной силы на восстановление храма в Хмельниках. Мы обратились к нашему земляку с просьбой рассказать читателям газеты о его паломничестве на Святую Гору Афон.

 

С трапа самолёта -на греческую землю.

Удел Пресвятой Богородицы

Афон — двадцать православных монастырей, хранящих великое множество святых мощей, чудотворных икон и драгоценных реликвий, среди которых — Пояс Пресвятой Богородицы, иконы «Достойно есть», «Млекопитательница», Иверская, глава вмч. Пантелеимона, прмч. Анастасии Римляныни, Дары волхвов, которые они принесли младенцу Христу, и другие великие святыни. О Святой Горе Афон написано множество книг, а сказано в миллион раз больше, но я введу читателя лишь в краткий исторический курс, касающийся древнего монашества, в т.ч. русского монашества и паломничества. Предлагаю вниманию читателей записи из моего мартовского (2019 г.) дневника о восьмидневной поездке на Афон, рассказ об этом дивном и тихом уголке мира. Господь щедро одарил его земными красотами: он восхищает своим прекрасным местоположением, живописным видом, богатством флоры и фауны.

Не только красоты Святой Горы и спокойствие этих мест удерживают здесь иноков, но и постоянное ощущение присутствия Божией Матери, которое подтверждается иногда Откровениями и оправдывается дивными событиями, за что Афон получил название — земной «Сад Богородицы». Бесчисленны многовековые примеры о том, как Богородица с любовью относится к людям, посвятившим себя на Афоне труду подвижнической жизни монахов. Не обходит Пресвятая Богородица вниманием, благодатью, милостью своей и остальных грешных мира сего, пришедших в «Eё Сад» помолиться и приложиться к святыням Афонским.

И вот мы вновь на Святой Горе Афон. Моё повествование о пребывании на Святой Горе — хронологический восьмидневный отчёт паломничества — что увидел, услышал, приобрёл в плане духовности.

На земле древней Эллады

Воскресенье, 3 марта 2019 года. И снова Господь сподобил посетить древнюю Элладу — Грецию.

К этому совместному путешествию мы готовились и собирались около года. Настал день, и вот мы в аэропорту «Внуково»: давние мои друзья-паломники из Ярославля Георгий Гунин и Владимир Муравьёв, с которыми совершали паломничество в Святые места Греции, Иерусалима, Италии, Соловков. Вылет в 14.10, прилёт в аэропорт «Македония» г. Солоники в 16.25. В аэропорту нас встретил представитель паломнической фирмы «Святогорец», водитель Дмитрий. Переезд в г. Сурути — посещение Иоанно-Богословского монастыря, это в 20 км от г. Солоники. Приложились к иконам, посетили храм Святого Арсения, прошли к могиле старца Паисия Святогорца, помолились, приложились к иконе, могилке старца. Я попросил у Паисия заступничества нашему Преображенскому храму в Хмельниках, сродникам, общине, друзьям. Помолился на могилке Паисия — проникновенно, до слёз и благодати! Неслучайно ежегодные церковные календари мы выпускаем с его мудрыми изречениями, взятыми из наследия (книг). Далее наш путь продолжился в сторону порта г. Уранополис, а это ещё 130 км. Следует сказать, что на этот раз маршрут от монастыря к монастырю был не пешим, а автомобильным, морским и снова автомобильным. Дорогой водитель Дмитрий рассказал удивительную историю своего рождения. Он по национальности — грек, а родился в Ташкенте. В 1947 -1949 гг. в Греции шла гражданская война, и многие семьи уехала в СССР. Вместе с родителями, бабушкой и дедушкой он оказался в Ташкенте. Очень приятный и радушный человек, хорошо говорит по-русски и благожелательно отзывается о России. Прибыв в Уранополис, остановились в отеле «Македония», в трёхместном номере. Поужинали, прошлись по набережной. Заметно, что греки экономят на всём, а особенно на освещении, что в номере, что в келии на Афоне — слабое напряжение в электросети, отчего читать и писать очень трудно, к тому же и времени практически свободного не было. Следует отметить, что на Афоне ночью свет только в келиях. Вспомнил Хмельники (ночью, в зимний период, как на Афоне). Освещение в монастырях, скитах только с помощью свеч и лампад. Молитва совершается в темноте и тишине.

 

Андреевский скит.

Андреевский скит

Понедельник, 4 марта 2019 года. Подъём в 6.45, завтрак в 8.00. Пришёл наш духовный кормилец.

Познакомились, Игорь родом из Киева, как оказалось в дальнейшем — с хорошим духовным образованием. После знакомства с сопровождающим-гидом направились на пристань (примерно в 150 км от отеля), где получили так называемый Диамонитирион — разрешение на посещение Святой Горы Афон. Поднялись на рейсовый паром и снова в путь. В порт Дафни пришли через два часа, на пристани нас уже ждал легковой автомобиль. Во время морского путешествия экскурсовод Игорь предложил немного изменить маршрут, указанный в программе, в результате охватили больше монастырей и скитов, за что мы ему очень благодарны. Погрузив рюкзаки в автомобиль стали подниматься по серпантину к Андреевскому скиту. Поясню: скит — жилище отшельников, вполне самостоятельное или достаточно автономное в рамках монастыря. Итак, мы в монастыре (скит) апостола Андрея Первозванного. Зарегистрировались в архондарике (комната в монастыре, скиту, где происходит регистрация паломников) и направились на ночлег в двух-трёхкомнатный номер келии. В комнате уже находилась большая группа паломников из Сербии, с которыми мы уже встречались в архондариках. Мы отправились в русский Пантелеимоновский монастырь, а они в Сербский «Хиландер».

Андреевский скит расположен на землях Ватопедского монастыря, устроенного русскими в XIX веке. Изначально на месте основания скита существовал упоминаемый с X века монастырь. С X века монастырь расстроился, приобрёл форму келии, переходил то в турецкие владения, то снова в греческие. В 1841 году опустошённую келию приобрели двое русских монахов Варсонофий и Виссарион (Толмачев), уроженец Тульской губернии, которые с усердием взялись за её восстановление.

Расцвет обители

В 1845 году в устроенной патриархом Серафимом трёхэтажной башне была закончена и освящена нижняя церковь во имя покрова Божией Матери.

Началось постепенное увеличение численности русского братства, решили келии преобразовать в скит. В помощь русским монахам российское государство направило для ведения переговоров с руководством Афона известного ревнителя православия, камергера императорского двора, писателя-востоковеда Андрея Михайловича Муравьёва. После кончины (1862 г.) игумена Виссариона (Толмачева) управление скитом перешло к иеромонаху Феодориту, организаторские способности которого раскрылись в сборе пожертвований для обители. Усердные труды в обитель вложил известный археолог, учёный П.И.Севастьянов, на пожертвование которого в 1860 году была возведена церковь в честь Святителя Петра, митрополита Московского. Особое место среди жертвователей в храмообители принадлежит известному русскому миллионеру из рода золотопромышленников Иннокентию Сибирякову. Многомиллионное состояние он решил раздать нищим и на обустройство церквей и монастырей. Узнав про Святую Гору и полюбив её молчание, он пожертвовал большую часть своего состояния на благоустройство Андреевского скита. Вот что отражено об этом удивительном благотворителе: «Eго щедрый дар ускорил строительство скита и позволил обители обрести величественный вид благодаря воздвижению в его церковном ансамбле одного из самых огромных и прекрасных храмов того времени не только на Афоне, но и на Балканах… Сам встал в ряды насельников, приняв на Афоне монашеский постриг… Улучшение благосостояния скита увеличило поток иноков из России, и к началу XX века их численность превышала 500 человек. Скит имел подворья в Константинополе, Санкт-Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону».

Период упадка обители

Годы первой мировой войны (1914 -1915 гг.), революция (1917 г.), гонение на Русскую православную церковь прекратили приток русских иноков и паломников на Афон.

 

Вид с моря.

В 1968 году русское братство Святой Горы переживало тяжёлую утрату — кончину настоятеля Михаила. Окончательно опустел Андреевский скит, а в 1971 году почил последний монах Самсон, бывший в обители как сторож. До последнего дня он надеялся передать ключи от ворот скита новым русским инокам, пришедшим из родного Отечества. Около 20 лет Андреевский скит пустовал и в 1994 году был заселён греческою братию. Я не случайно уделил больше внимания Андреевскому (русскому) скиту, потому что он и сейчас среди иноков Афона считается Русским. Eдинственный скит, где все здания имеют деревянные колы, есть колокольня (в греческих, румынских, болгарских — полы каменные, а вместо колокольни, призывающей монахов и паломников на Богослужение, — деревянная доска и киянка, а иногда и колотушка из корня, сучка дерева в виде буквы Г). И ещё одна особенность — на главном входе в Андреевский скит, на стене, установлена мемориальная доска, на которой обозначены годы подвижничества игумена Виссариона (Толмачева). Немаловажный факт (это моя версия), почему келия первоначально называлась по имени игумена Ксистра (X век), затем, через сто лет, — келия Антония Великого, и только в 1768 году верхний храм построенной башни был освящён во имя Антония Великого и Андрея Первозванного. Можно сделать вывод, что в этот период здесь уже подвизались русские иноки, помятуя о том, что апостол Андрей Первозванный посещал, проповедуя христианство, Киевскую Русь, в том числе был на Русском Севере, где ему понравились русские бани. Как уже говорил выше, Андреевский скит устроен русскими в середине XIX века.

Келия — приют для паломников

Получили в архондарике разрешение на ночлег в келии, где четыре кровати, печь типа «буржуйка», стол, тумбочки, графин, стаканы.

Нас и греческую группу паломников угостили сладостью «луком» и монастырским вином собственного изготовления. Такой гостеприимностью встречали в каждом монастыре, скиту, за исключением Русского Пантелеимоновского монастыря, где паломникам были предложены только чай и сушки. Отправились в келию на втором этаже, в ней было прохладно, хотя на улице +13 — днём, к вечеру похолодало, во всём пятиэтажном здании келии отапливаются дровами, в длинном коридоре против каждой двери стояли пластмассовые коробушки с дровами. Кое-как растопили, по-нашему, и сербы растопили в своих келиях «буржуйки». Немного отдохнули, а затем поехали в соседний Ильинский скит, помолились, поставили свечки, оставили записочки. Я приобрёл три иконочки Ильи пророка размером 10х17 см.

Русское монашество на Афоне

Скит в честь Ильи пророка, величественный вид его, воплотил в себя, наряду с Пантелеимоновским монастырём и Андреевским скитом, прекрасный стиль православной архитектуры, подчёркивающий благородство русской души в стремлении к Богу.

Строительство скита тесно связано с периодом жизни на Афоне известного Старца Паисия Величковского, уроженца Полтавской области, стараниями которого в 1757 году положено основание обители — небольшая келия. В 1839 году монастырь Пантократор был признан русской киновией. На правах скита с этого момента началось возрождение русского Афонского монашества. После кончины, в 1871 году, настоятеля Паисия II, наступил новый расцвет благосостояния обители. Братия из своей среды единогласно избрала кормчим иеромонаха Гавриила (1887 г.). Eго чудными стараниями в 1894 году был заложен в Ильинском скиту новый четырёхэтажный корпус и через четыре года завершён. Ильинский и Андреевский соборы отличаются от других Афонских храмов хорошей акустикой и деревянными полами. После революции 1917 года в обители наступил упадок, в 1992 году выселили последних четырёх монахов русской обители. В настоящее время Ильинский скит находится под управлением Греции.

Чудотворные святыни

Чудотворные Святыни (иконы и мощевики) Ильинского скита находятся в главном соборе Ильи пророка: «Млекопитательница», «Слезоточивая».

Список (копия Тихвинской иконы Божией Матери), получившая новое название «Слезоточивая», благодаря чудному проявлению перед новой русско-турецкой компанией (с 24 апреля 1877 г. по 3 марта 1878 г.).

В это время в скиту находилось много иноков из числа солдат и офицеров Русско-турецкой войны (1853 — 1856 гг.). Русские насельники заказали выполнить список Тихвинской Иконы Божией Матери, и в начале февраля 1877 года, а война началась 24 февраля, монахи заметили слёзы на Тихвинской иконе. Этот факт был официально и документально оформлен очевидцами, с этих пор икона получила новое название — «Слезоточивая». По просьбе императора Александра II была направлена на место боевых действий для Божией помощи защитникам Отечества. Слёзы на глазах обнаружили накануне победы над турками. Это был плач Пресвятой Богородицы по погибшим русским воинам.

В этом же соборе находятся святыни: ковчеги-мощевики с частицами святых угодников Божиих (более 15); часть пелены (одеяльце) от рождения младенца Иисуса Христа; кресло-седалище, подарок императора Николая II — Страстотерпца.

Eщё раз приложились к святыням и направились в соседний монастырь Ставроникита, расположенный в северо-восточной части Афона, на обрывистой скале, выходящей в море.

Монастырь над пропастью

Монастырь Николая Чудотворца, а название Ставроникита уходит в глубокую старину (680 г.). Вход в монастырь — по террасе над пропастью примерно 300 — 350 метров.

Монастырь пережил в своё время годы запустения, а в X веке усердием монаха, родом из богатого семейства, по прозвищу Ставроникита, обитель была восстановлена. По древности он занимает четвёртое место на Афоне после монастырей Великая Лавра, Вактопеда и Иверона. Русской братии в данном монастыре не наблюдалось, за исключением иеромонаха Тихона (1884 — 1968 гг.), духовного отца Маисия Святогорца. Он около пятнадцати лет подвизался в келии, недалеко от монастыря. Удивительно, русский и грек. Что их объединяло? Их объединяло духовное единство, взаимное обучение друг от друга является примером братской любви всех ищущих Христа, преодоление через молитву национальных и человеческих разделений, исполнение на деле апостольских слов: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея». В 1986 году в монастыре поселилась братия в количестве 20 человек во главе с игуменом Василием, стараниями которых был введён общежительный устав. Началось возрождение обители. В 2012 году вышла небольшая книга «Старец Тихон на Афоне» под редакцией архимандрита Иоанна (Коган), которую он подарил мне в 2013 году на Рождественских чтениях в Кремле. Пришлось вновь, после паломничества на Афон, перечитать об этом удивительном подвижнике, о его святой жизни.

Предание об «Устричной» иконе

При входе в монастырь мы остановились у древних икон «Спасителя» и Пресвятой Богородицы «Дигитрия» — XVI век.

В храме перед иконостасом — чудотворная мозаичная икона Святого Николая Чудотворца — XIX век, получившая прозвище «Устричный», входит в число трёх известных кровоточивших Афонских икон. «По преданию, этот образ Святителя Николая появился в монастыре в X веке. В середине XI века на обитель напали пираты, которые разграбили и разрушили её, при этом один из разбойников ударом сабли рассёк икону в области лба и выбросил в море. Незамедлительно кара Господня настигла пиратов за содеянное. Как только они вышли в море, их корабль был разбит о прибрежные скалы внезапно разразившимся штормом. В XVI веке попечительством небесного покровителя обители монастырь заново стал возрождаться, при этом святой не упустил возможности вернуть свой утраченный образ назад. Спустя 500 лет, поднявшись со дна морского, в рыбацкие сети монахов восстанавливающейся обители попала поруганная монастырская икона. В области лба святого монаха увидели прилипшего моллюска (устрицу) в огромной перламутровой раковине. Когда его оторвали от иконы, то обнаружили в этом месте глубокий шрам, оставленный саблей пирата, из которого вытекла кровь. Так как моллюски являются бескровными существами, явно следует, что кровь вытекла из образа святого». Раковина, как реликвия, хранится до сих пор в серебряной шкатулке, на которой славянскими буквами написаны слова молитвы «Достойно есть».

 

Колокол, звоном которого созывают монахов на богослужение.

Среди мощей, хранящихся в обители: частицы Святого Иоанна крестителя, Святой праведной Анны, святых мучеников: Христофора, Трифона, Фоки, Харлампия, Святого Арсения, Святого Иософа, царя Индии, Святых великомучеников Пантелеимона и Артелина, Святой мученицы Параскевы и других.

Загадочная милость монаха

Выполнив полагающийся обряд, мы вернулись в Андреевский скит на вечернюю службу.

После службы зашли в монастырскую лавку, приобрели книгу «Путеводитель», купили иконочки Андрея Первозванного, пересмотрели книги, дороговато и расчёт в евро. Паломников после службы набралось много, они тоже подбирали нужный товар. В это время ко мне подошёл монах, ответственный за лавку, он одновременно и кассир, поцеловал меня в щеку и подарил 100-зерновые чётки. А когда стали рассчитываться за выбранный товар, он ещё подарил мне небольшую иконочку Андрея Первозванного. Мы были удивлены, за что такая милость одному мне? Это так и осталось загадкой. Зашли рядом в пекарню, купили булочки со шпинатом, по-нашему слойки, горячие и очень вкусные. Перекусив в пекарне, отправились в келию. В помещении ощущалась зябкая прохлада, поэтому мы подтопили печку, но ночью всё равно было некомфортно. Улеглись около 23 часов. Аминь.

(Продолжение следует).