28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Служили два друга в авиации морской…

24 июня 2019

Автор:

Олег Обросов

 

В «Коношском курьере» широко и разносторонне освещалась история, связанная с раскопками в лесу, под Вересово. Здесь в 1942 году в результате авиакатастрофы разбился военный самолёт ДБ-3ф (Ил-4), перелетавший из Саранска на Кольский полуостров.

 

Георгий Забияка у «именного самолёта».

Благодаря кропотливой работе поисковиков-энтузиастов Игоря Пахомова, Владимира Лебедева и многих их помощников удалось обнаружить место крушения морского бомбардировщика, извлечь из болота на поверхность различные узлы и детали самолёта, личные вещи и останки членов погибшего экипажа, которым командовал Владимир Чекановский. Поисковики нашли родственников пилота и установили с ними связь. Племянник Владимира — Дмитрий Наумович приезжал с семьёй на торжественное открытие памятника экипажу ДБ-3ф, установленного на воинском захоронении в Коношеозерье.

 

Владимир Чекановский.

Во время вечерней, задушевной беседы, состоявшейся в гостеприимном доме коношского поисковика Игоря Пахомова, Дмитрий Наумович, делясь своими воспоминаниями из детства о дяде Володе, обмолвился, что у него был друг — «Помню, приходил здоровый такой дядька, звали его дядя Жора Забияка. После войны он несколько раз приезжал к нам в гости, когда учился в военной академии на курсах морского лётного комсостава».

В семейном фотоальбоме Чекановских хранятся снимки Георгия Забияки. Так приоткрылась ещё одна страница из жизни командира ДБ-3ф, нашедшего вечный покой на коношской земле. Игорь Пахомов свёл воедино сведения о Владимире Чекановском и Георгии Забияке, используя информацию коллег-поисковиков из Москвы и Сахалина. Плод этих кропотливых трудов лёг в основу данного повествования.

Москвич Владимир Чекановский и уроженец Краснодарского края Георгий Забияка познакомились в конце 30-х годов прошлого столетия, во время учёбы в Военно-морском авиационном училище им. Иосифа Сталина, в городе Eйске. После выпуска вчерашнего курсанта Чекановского направили для прохождения службы в ВВС Тихоокеанского флота, а Забияку назначили на должность лётчика-инструктора училища.

В 1940 году оба лейтенанта уволены в запас (возможно, в связи с плановым сокращением штатов), а, когда началась война, призваны по мобилизации. Владимира направили в распоряжение командира запасного авиаполка с дислокацией в Eйске (3 июля 1941 года), затем, в июне 1942 года получил назначение в 35 мин-но-торпедный авиаполк, входящий в состав ВВС Северного флота, а Георгий попал в Туапсинский флотский экипаж (6 декабря 1941 года).

Последняя строка в учётной записи о прохождении службы в РККА лейтенантом Чекановским — «Погиб при катастрофе самолёта». Как мы знаем, это произошло летом 1942 года. Один год военной жизни Владимира остаётся для нас пока тайной. Можно предположить, что он в составе авиагруппы принимал участие в обороне побережья Азовского моря до момента взятия Eйска войсками противника в 1942 году.

Боевая судьба Забияки оказалась под стать его фамилии. Георгий доблестно громил вражеские береговые коммуникации и топил корабли противника в акватории Чёрного моря. Стал настоящим асом — снайпером бомбометания. Грудь отважного офицера украшали два ордена Красного Знамени, Александра Невского и Красной Звезды. Фронтовая пресса неоднократно рассказывала о подвигах его экипажа, а сам Георгий щедро делился со страниц военных газет своим боевым опытом, передавая его посредством печатного слова молодым лётчикам.

После победы над фашистской Германией заместитель командира авиационной эскадрильи Георгий Забияка направлен в распоряжение командующего ВВС Тихоокеанского флота — Советский Союз вступил в скоротечную войну с милитаристской Японией. После завершения боевых действий Георгий Иванович продолжил службу на Дальнем Востоке. В 1948 году, отучившись в Москве на академических курсах комсостава минно-торпедной авиации, вернулся на Сахалин в новом качестве — командиром эскадрильи. Жизнь славного сына солнечной Кубани оборвалась в марте 1949 года. Во время выполнения учебных полётов, при возвращении с задания, самолёт капитана Забияки совершил вынужденную посадку на воду в заливе Анива, в полутора километрах от берега. Бомбардировщик затонул, а члены экипажа, находясь в воде, погибли от переохлаждения. Родственники Георгия Ивановича до сих пор живут в Краснодарском крае, а он обрёл вечный покой в братской могиле на дальневосточном рубеже России.

Такова судьба двух друзей-авиаторов, героев своего времени. Эта история, как содержание книги, которую ещё только предстоит написать…