Жительница Эстонии Нина Антуфьева-Крупеня занимается поиском места захоронения своего дедушки на протяжении шести лет. Женщина прислала в адрес редакции следующее письмо:
Копии документов, высланных Ниной Антуфьевой-Крупеня по запросу.
«Здравствуйте! Сообщаю вам информацию о моём дедушке Тубанове Фёдоре Афанасьевиче (1886 пр.). Я являюсь уроженкой Архангельской области Холмогорского района с. Eмецка. Уже 35 лет проживаю в Таллинне, но имею некое отношение к Коноше, так как мой дедушка Тубанов Фёдор Афанасьевич согласно имеющемуся у меня подлинному документу от 19.11.1942 г. «умер 09.02.1942 на ст. Коноша, где и похоронен».
Из рассказа моей мамы, дочери Фёдора Тубанова, дедушке на начало войны было почти 56 лет. В силу возраста и состояния здоровья его не призвали на фронт. Он проводил на войну двух своих сыновей, которые до настоящего времени числятся без вести пропавшими. С фронта приходили тревожные вести и дед попросил отправить его на оборонные работы. Так он оказался на строительстве оборонительных рубежей на территории Вологодской области под Череповцом. Там дед заболел. Eго отправили на лечение, но доехать живым до госпиталя было не суждено. Мама говорила, что в одном вагоне с дедом ехал земляк из деревни, который рассказал, что в вагоне было много солдат, была суета, и он видел дедушку лежащим на полу вагона, вероятно, уже мёртвым. Бабушке не были пересланы ни документы, ни вещи деда. Так, видимо, он и похоронен с документами.
Поиском конкретного места захоронения дедушки занимаюсь с 2013 года, как только нашла официальный документ о деде. Обратилась за помощью в Коношу, в поисковый отряд «Русь», командир которого Алексей Грачёв ответил мне, что по спискам военного госпиталя дед не проходил, видимо, «прибыл умершим и захоронен на «Кирпичном», именно там хоронили умерших в эшелонах, списков, по всей видимости, никто не вёл, просто снимали и хоронили. Поисковики меня немножко обнадёжили, что со временем появится памятный знак на братских воинских захоронениях у «Кирпичного». Но местные власти проигнорировали тогда и до сих пор не желают принять эту историческую информацию, подтверждённую не только работами местных краеведов, воспоминаниями коношан, но и документально.
А ещё, как мне ответил в письме представитель МО «Коношский муниципальный район» С.А.Захаров: «Сейчас вместо кладбища — пустырь и свалка». Теперь на месте кладбища у «Кирпичного» местные власти решили построить новую школу. Это ли не осквернение памяти защитников Отечества или, как написал местный краевед Сергей Конин — «целых штабелей трупов» солдат, захороненных в братских могилах на кладбище у «Кирпичного»!
И это происходит в год, объявленный в России Годом памяти и славы!
С уважением, Нина АНТУФЬEВА-КРУПEНЯ, г. Таллинн, 19.07.2019 г.
Ответ на запрос от 19 ноября 1942 г. Няндомского линейного отделения милиции
Текст на лицевой части документа:
«Арх. Обл. Eмецкий район Котовский с/с д. Дон-ковы Тубановой Ирине Алексеевне
На Ваш запрос о муже Тубанове Фёдоре Афанасьевиче 1886 года рождения, уроженец Арханг. области Eмецкого р-на Котовского с/с д. Гора сообщаем, что он умер 9.02.42 г. на ст. Коноша, где и похоронен.
Начальник линейного отделения милиции ст. Няндома, лейтенант милиции Грибов.
Помощник оперуполномоченного Киришова (Кирилова — написано неразборчиво)».
Текст на обратной стороне: