Автор:
Семён Виталов
Дороги — болевая точка России, и они же, без всякого преувеличения, — её жизнь.
Ремонт дорог в Коноше.
Автор фото: Антон ЧЕПЛАГИН
Лучше других это понимают жители отдалённых районов, месяцами отрезанные от областного центра осенними и весенними распутицами и бездорожьем после дождей. С надеждой восприняли они нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», как и остальные россияне, мечтающие ездить только по таким дорогам. Конечно, не всё сразу, но уже имеются чёткие и реалистичные планы, а главное — люди заметили, что дело сдвинулось с мёртвой точки.
Нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» направлен на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования и объектов улично-дорожной сети, использование наилучших технологий, материалов и технологических решений в сфере дорожной деятельности. Он включает в себя четыре федеральных проекта. Из них два находятся в исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти. Поэтому на региональном уровне во исполнение федеральных проектов областным Минтрансом разработаны и реализуются оставшиеся два — «Программа комплексного развития объединённой дорожной сети Архангельской области, Архангельской агломерации» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства Архангельской области, Архангельской агломерации».
Общий объём финансирования реализации национального проекта на территории региона на период до 2024 года составит 22 млрд рублей. Планируется, что с каждым годом объём финансирования и, соответственно, объём выполняемых дорожных работ будут только возрастать.
В 2019 году на ремонты дорог в нашей области выделено 2,5 млрд рублей, которые, кроме прочего, будут направлены на улучшение транспортной доступности районов, отдалённых от центра: Пинежского, Мезенского и Лешуконского. Впервые дорожные работы на этих территориях будут финансироваться из федерального источника.
Программа комплексного развития
Одна из главных задач этого регионального проекта — доведение доли автомобильных дорог областного значения в нормативном состоянии к концу 2024 года до 29,1 % от общей протяжённости. Постепенные, но верные шаги к решению этой задачи налицо.
Хороший задел сделан ещё в прошлом году — эта цифра увеличилась до 14,6 %. Бюджетам 13 муниципальных районов и городских округов предоставлены дополнительные субсидии на софинансирование мероприятий по ремонту автомобильных дорог местного значения в объёме 144 млн рублей. На финансирование дорожной деятельности в отношении федеральных и региональных автомобильных дорог выделено 6,2 млрд рублей. На эти средства выполнен ремонт 34,4 км автомобильных дорог и капитальный ремонт 15 мостовых сооружений. То есть регион обеспечил значительные финансовые вложения в развитие дорожно-уличной сети Архангельска и Северодвинска.
В этом году долю автодорог областного значения в нормативном состоянии запланировано довести до 15,9 %. Для этого требуется привести в нормативное состояние 106,8 км региональных автодорог, в т. ч. за счёт ремонта 89,5 км, капитального ремонта 11 км, строительства 6,3 км.
Свыше полутора миллиардов рублей будет направлено на ремонтные работы (из них из федерального бюджета — 1 млрд 213,2 млн рублей, из областного — 454 млн рублей). Планируется провести ремонт на участках: Усть-Вага — Ядриха (48 км); Вельск — Шангалы (25 км); Кар-погоры — Веегора — Лешуконское (4,4 км); Карпогоры — Сосновка -Нюхча (5,7 км); подъезд к ж/д станции Карпогоры-пассажирская от автодороги Карпогоры — Веегора -Лешуконское (3,6 км); Костылево -Тарногский Городок (8 км); Сия -Кулига (7,6 км); Усть-Ваеньга -Осиново — Фалюки (6,3 км).
Вторая задача проекта — доведение доли протяжённости дорожной сети Архангельской агломерации в нормативном состоянии до 85 % к концу 2024 года. То есть до 2024-го планируется отремонтировать дороги в Архангельске, Северодвинске. Новодвинске и Приморском районе (Архангельской агломерации) протяжённостью порядка 193 км. В текущем году на эти цели направлено более 870 млн рублей (федеральный бюджет — 568 млн рублей, консолидированный бюджет Архангельской области — 302,109 млн рублей). На эти средства уже отремонтировано 32,5 км дорог общего пользования.
Третья задача — снижение доли дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, на 10 % по сравнению с 2017 годом. Четвёртая — снижение количества мест концентрации ДТП на дорожной сети Архангельской области в два раза по сравнению с 2017 годом.
ДЛЯ СПРАВКИ: на конец 2017-го на территории области установлено 29 мест концентрации ДТП, к концу 2024-го эта цифра не должна превышать более 14 шт. На дорожной сети Архангельской агломерации количество очагов необходимо сократить с 26 до 13.
В самом начале этого лета в рамках проекта прошли торги, определились подрядчики. Всего подписано 16 контрактов на сумму более 2,2 млрд рублей. Два контракта, которые сейчас также исполняются, заключены ещё в прошлом году. По ним двумя разными подрядчиками выполняются капитальный ремонт и реконструкция автодороги в Красноборском районе.
Общесистемные меры развития дорожного хозяйства
Главная отличительная черта этого регионального проекта — он полностью финансируется из областного бюджета. Проект преследует цель создать экономические механизмы регулирования сохранности наших автодорог. Он определяет пять основных задач, касающихся использования новейших технологий и материалов в дорожных работах, выполнения этих работ на принципах контрактов жизненного цикла, установки стационарных камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. внедрения интеллектуальных транспортных систем и увеличения числа автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств.
Итак, к концу 2024 года доля контрактов на осуществление дорожной деятельности, предусматривающих использование новых технологий и материалов, включённых в реестр новых и наилучших технологий, материалов и технических решений повторного применения, должна составлять 80 %.
На 2019 год доля государственных контрактов составляет 10 %, из них большая часть (62,5 %) предусматривает использование новых технологий и материалов (ЩМА, литой бордюрный камень). Это пять из восьми контрактов, заключённых этим летом на работы в Верхнетоемском, Котласском, Устьянском и Вельском районах.
Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации программы дорожной деятельности, предусматривающих выполнение работ на принципах контрактов жизненного цикла, к 2024 году должна составить 70 %. На данный момент она составляет всего 10 %.
Количество стационарных камер фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах Архангельской области федерального, регионального или межмуниципального, местного значения должно возрасти более чем вдвое в сравнении с 2017 годом. В 2019-м будут установлены девять таких камер. В дальнейшем будут также внедряться интеллектуальные транспортные системы, их в области должно появиться три.
В 2019-м установят автоматический пункт весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильной дороге Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож в Каргопольском районе Архангельской области на сумму около 80 млн рублей. Работы ведёт Котласское дорожное ремонтно-строительное управление, сдача объекта запланирована на декабрь текущего года.