Автор:
Анна Пичугина
В исторический день, 7 ноября, несмотря на сгущающийся вечерний полумрак, в сером здании райцентра собрались неравнодушные люди. Встречу инициировали жители лесозаводского, железнодорожного микрорайонов и сельхозтехники, чьи дети учатся в Лесозаводской школе. Причина наболевшая — строительство новой школы.
139 голосов — «за», 3 — «против».
Автор фото: Анна Пичугина
После официальной регистрации люди проходили в большой зал, который быстро заполнялся. Такое скопление народа наблюдалось месяц назад в самой школе на родительском общешкольном собрании, где озабоченные условиями обучения родители обсуждали вопросы возведения новой школы.
Председатель районного собрания депутатов Виктор Чучман поприветствовал присутствующих и сообщил, что в Собрание депутатов поступило письмо от инициативной группы с 52 подписями с просьбой провести собрание по вопросу строительства нового здания Лесозаводской школы в посёлке Коноше на участке между улицами Вологодской и Колхозной.
Председателем собрания стала Eлена Козьмина, секретарём — Галина Пуничева. Начальник отдела архитектуры и строительства Татьяна Eропкина рассказала о важности данного проекта и невозможности его реализации на другой территории. Коношане не перебивали и внимательно слушали.
Заместитель главы администрации района Сергей Захаров дополнил:
— Не следует считать, что выбранное место под застройку идеальное. Для ввода в эксплуатацию школы, должны быть сданы и прилегающие к нему по проекту объекты. Мы будем строить её в два этапа. У нас нет выбора и мы настаиваем на том, что либо школа будет на этом месте, либо её вовсе не будет.
Он ознакомил присутствующих с официальным ответом на запрос районной администрации, пришедший из Минобороны РФ по выявлению официальных сведений воинских захоронений на указанном участке, в котором указано, что кроме воинского кладбища с захоронениями военнослужащих периода Великой Отечественной войны, других захоронений не выявлено.
Первым взял слово Игорь Пахомов из поискового движения России, который в своём выступлении отметил, что он категорически против строительства школы на данном участке и привёл факты о том, что захоронения существуют, несмотря на отсутствие официальных бумаг. Eщё один довод «против» — оградки и кресты, обнаруженные на месте, выделенном под строительство. К сожалению, упоминаемых фото и видеофактов присутствующие не увидели.
Шквал шума, который обрушился на выступающего, не утихал ни на секунду.
На вопрос родителей учеников нынешней школы, каковы ваши предложения, поисковик, не растерявшись, ответил:
— Это должна власть подыскать место.
— А ваши дети учатся в нашей школе?
— Нет, не учатся.
Напряжение среди собравшихся нарастало. Местные жители не сдерживались. Лишь попытки председателя собрания усмирить возмущённых спасали положение, чтобы встреча не превратилась в балаган. Неуважение к позиции оппонентов проявлялось с обеих сторон. Прерывание речи спикеров, крики, прямые оскорбления — зал тонул в них.
Выступали и родители, и председатель родительского комитета Василий Зажигин, и жительница близлежащего дома.
Все они согласились, что школа на костях — не выход. Но отметили: «Eсли получено благословение церкви и будет совершено перезахоронение найденных останков, то ничего плохого в этом нет. Надо думать о живых».
Вспоминали собравшиеся о ветхости нынешней школы. Все понимают, что здание аварийное, опасно для эксплуатации. Но задели и другой вопрос — занятость подростков.
Недавний случай: 22 октября на огороженной территории производственной лесоперерабатывающей базы нашли безжизненное тело девятилетнего мальчика, которого придавило бревном. Детям негде проводить досуг неподалёку от дома. Это ещё одно обстоятельство, которое беспокоит родителей. Только новое вместительное здание школы и современные оборудованные спортплощадки дадут возможность проводить секции и дополнительные занятия.
На вопрос жителей к защитникам захоронений, кто возьмёт на себя ответственность в случае, если дети пострадают от нынешних складывающихся обстоятельств, ответа не последовало.
Дебаты не прекращались в течение часа, все хотели высказать своё мнение. Председатель собрания объявила голосование для подведения итогов.
139 человек — за строительство школы на выбранном участке, три человека — против.
Собрание закончилось, а диалог продолжался:
— Уже 80 лет прошло. Документов по захоронениям нет. А что будет с нашими детьми?
— Страшно за здоровье детей, за их будущее. За их жизнь.
Долго ещё стояли коношане небольшими группами у крыльца районного штаба, не понимая, почему не начинается стройка. Постепенно разговоры стихли. Только ветер лениво перебирал лапы голубых елей.
Он завладел тишиной на кирпичном пустыре между улицами Вологодской и Колхозной. Лёгкий скрип деревьев и шелест сигнальной ленты, которая отделяет предполагаемую территорию строительства от места захоронений, -в ожидании шума техники и человеческих голосов.
Красно-белая полоска — знак тупика в строительстве школы или движение вперёд? Как долго ветер будет играться с сигнальной лентой?