Результат деятельности трудовых коллективов оценивается какими-то измерениями. Творческих — рейтингами, производственных — кубометрами, тоннами, гектарами и т. п. Но есть отрасль, в которой результаты труда можно обозревать десятками, а то и больше лет. Это строители. Они меняют облик поселений, технологических процессов, образ жизни.
Строительство на улице Молодёжной.
В 1969 году главным преобразователем Коноши являлся прорабский участок строительно-монтажного поезда 222 (СМП-222). Перед самым Новым годом они сдали в эксплуатацию гостиницу на 58 мест. Вместе с построенным ранее районным Домом культуры (а позднее -Обелиском славы Героям), она сформировала Юбилейную площадь -любимое место отдыха и гуляний коношан.
ЗА 12 лет пребывания в Коноше чего только не построили СМПовцы: здание комбината бытового обслуживания, хлебозавод для ОРСа НОД-5, холодильник для закупочной базы УРСа комбината «Вельск-лес», здание прокуратуры, вокзала станции Коноша.
Из жилья — 40-квартирный дом для медиков и 70-квартирный для собственных работников. За пределами Коноши — цех железобетонных конструкций в Подюге, детский сад и коровник в сельхозе «Фоминский».
Вполне заслуженно прорабу участка Виктору Афанасьевичу Бабичеву присвоено звание «Почётный гражданин посёлка Коноша».
БИОГРАФИЯ ремонтно-строительного прорабского участка тоже началась не в далёкие времена, и за восемь лет накопился солидный «послужной» список. Начальник РСПУ Николай Корякин сообщил в газете, что за это время они сдали в эксплуатацию восемь тысяч квадратных метров жилья. Только в 1968 году предприятие вело одновременно 51 строительный объект, в том числе для 12-квартирных домов в Коноше, одного 12-квартирного дома в совхозе «Тавреньгский», кондитерского цеха, пищекомбината, школу на 320 мест. В 1969 году воздвигнуто два 12-квартирных дома по улице Труда и один дом для собственных работников. Прораб Николай Михайлович Корякин запомнился коношанам тем, что оперативно откликался на просьбы о ремонте жилых домов, в том числе частных.
В 1969 году в районе появилось ещё одно строительное предприятие — Межколхозная строительная организация МСО, позднее названная «Межколхозстрой». Во главе поставили умелого, с крестьянской жилкой организатора — Степана Александровича Хорошинина. К 1969 году, как сообщил газете инженер по строительству «Межколхозстроя» А.Чащин, предприятие уже имело мощную материально-техническую базу: восемь самосвалов, три бортовые машины, три лесовоза, два автокрана, четыре экскаватора, три бульдозера, шесть тракторов разных марок. При необходимости эта техника могла оказаться в любой точке района. В 1969 году «Межколхоз-строй» вёл строительство на 27 объектах! В первую очередь это, конечно, коровника и телятника в колхозах «Путь к коммунизму», «Победа», имени Чкалова, совхозах «Тавреньгский» и «Климовский», гаражей в колхозах «Путь к коммунизму», «Победа», зерностока в совхозе «Климовский» и зерносклада в Коноше, клубов в Подюге и Фоминской. И даже вёл строительство дороги Со-сновка — Eрцево.
СТEПАН Хорошинин запомнился нам, работникам аппарата райкома, своим оригинальным поведением на заседаниях бюро РК КПСС. При большом количестве объектов строительства «Межколхозстроя» часто несвоевременно доставлялись материалы, например, бетонные блоки. Некоторые важнейшие объекты находились под контролем обкома партии. Сверху поджимали, а стройка стояла, но не по вине «Межколхозстроя». И бюро РК КПСС находило козла отпущения в лице руководителя предприятия. Степан Александрович внимательно выслушивал замечания, а когда дело приближалось к партвзысканию, прикладывал к уху ладонь и жаловался: «А? Не слышу». По окончании слушанья бодренько заявлял: «Ну, я пошёл». Члены бюро недоумевали: а понял ли Степан Александрович, что он наказан и получил выговор… Однако, все ему сочувствовали и уважали.
В лесной отрасли сменились лидеры социалистического соревнования, и на подъёме к успехам обозначилась комплексная бригада Eвгения Ивановича Дуги. К 5 июля 1969 года она выполнила пятилетнее плановое задание за три года и шесть месяцев, отправив на нижний склад 58 378 тысяч кубометров древесины. В дальнейшем информация об успехах МКБ Eвгения Дуги только нарастала. Но и других лесорубов отмечает газета, это МБК Х.Ш.Гайнулина (лесопункт «Мирный»), И.Я.Широкова (лесопункт «Вересово»), М.Н.Пихтина (лесопункт «Мелентьевский»), Ф.Ф.Малохова (лесопункт «Вандыш»), И.Ф. Заводенко (лесопункт «Пастуховский»). Все они являлись новаторами производства.
ИВАН Феодосьевич Заводенко прибыл в Подюжский ЛПХ в 1954 году. Eго бригада первой внедрила многие начинания — работу траншейным методом и узколенточным способом, и с применением гидроклина. Кстати, опыт вальщика Ивана Заводенко с гидроклином распространялся по всей области. Новаторство было присуще не только лесозаготовителям. Начали внедряться новые формы хозяйствования, например, на станции Коноша. Со второй половины 1968 года предприятие перешло на хозрасчёт. Раньше на станции не было экономии от затрат на содержание маневровых локомотивов. Происходило перечисление средств в депо независимо от того, работал локомотив или нет. Теперь созданы фонды материального поощрения и социально-культурных мероприятий. Стали выдаваться премии за месяц и «13 зарплата». Поиск резервов позволил за год сэкономить для дополнительной погрузки 31 тысячу вагонов.
В 1969 году сельские труженики, а точнее их колхозная половина были озабочены предстоящими изменениями в Примерном Уставе сельхозартели, принятом в далёком 1935 году. В связи с развернувшейся кампанией, газета приводит некоторые сведения о развитии колхозного сектора в сельском хозяйстве. В 1940 году в районе насчитывалось 92 колхоза, которые имели только четыре трактора «Фордзон» и пять тракторных молотилок. В четырёх укрупнённых колхозах сосредоточилась огромная механическая мощь: 57 тракторов, в том числе 29 гусеничных, 16 зерновых комбайнов, 27 автомашин, 26 сеялок. Колхозам передано в бесплатное пользование 2899 гектаров пашни, 4866 гектаров сенокосов и 2482 пастбищ. Средний удой на одну фуражную корову увеличился с 802 килограммов в 1940 году до 2061 килограмма в 1969 году. Продажа молока государству увеличилась с 1474 тонн до 1981, а мяса с 193 тонн до 294.
В ходе обсуждения Примерного Устава, на страницах газеты своё мнение выразили рядовые труженики села, председатели колхозов «Путь к коммунизму» Владимир Ильич Каменев, «Победа» — Михаил Николаевич Шеметов, колхоза имени Чкалова — Борис Алексеевич Терёхин, председатель Вадьинского сельсовета Иван Яковлевич Тюкачев. Участники обсуждений предлагали меры по расширению самостоятельности колхозов в планировании и ведении хозяйства, наведению порядка в книгах учёта колхозников, дать право колхозникам вступать в профсоюзы.
В сентябре 1969 года на районном собрании представителей колхозов все предложения обобщили. Новую редакцию Примерного Устава сельхозартели приняли на третьем съезде колхозников, который состоялся в ноябре 1969 года в Москве.
Ян ТИТОВ, краевед.