28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Компенсирование понесённых расходов

23 сентября 2020

На рассмотрение мартовской сессии областного Собрания вынесен законопроект, который может принципиально изменить схему компенсации затрат депутатов муниципальных представительных органов.

Изменить, но не отменить саму систему гарантий муниципальных парламентариев, уточняют в правовом департаменте администрации Губернатора и Правительства Архангельской области.

— Проект закона не отменяет гарантии, а уточняет условия предоставления только одной из них, — подчёркивает Игорь Андреечев, заместитель руководителя администрации -директор правового департамента. -Скажем, действующую «компенсацию за осуществление своих полномочий» предложено заменить на «компенсацию расходов, связанных с осуществлением своих полномочий».

Действующий областной закон определяет перечень гарантий для муниципальных депутатов, работающих не на постоянной основе. Это сохранение места работы (должности) и выплата компенсации за время участия в заседаниях и за иное время осуществления полномочий для работающих депутатов (в размере среднего заработка по месту его работы). Оплата проезда как для участия в заседаниях их представительных органов, так и для участия в иных мероприятиях, в том числе при использовании личного транспорта. Оплата в полном объёме командировочных расходов. Право иметь помощников и т.д.

Любой представительный орган может иметь представительские расходы — за их счёт приобретать цветы, суверены, продукты питания для проведения мероприятий с избирателями. «Состав и порядок представительских расходов определяет сам представительный орган», — отмечает Игорь Андреечев.

Зачем же понадобилось вносить изменение в областной закон?

Причина проста — судебные решения высшей судебной инстанции -Верховного Суда России. А таких решений три. Они вынесены в отношении муниципалитетов трёх регионов России в течение двух лет.

Суть этих решений такова. Муниципальные представительные органы ввели ежемесячную выплату депутатам независимо от понесённых ими расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и без представления документов, подтверждающих сумму таких расходов. Суды сказали: по своей сути это является вознаграждением за исполнение публичных полномочий депутатами, осуществляющими свою деятельность на непостоянной основе, которое не предусмотрено федеральным законодательством.

Федеральный же законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления определять размеры и условия оплаты труда только тех депутатов, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Установление такой гарантии осуществления полномочий депутата, как выплата денежных сумм, имеет цель компенсировать понесённые депутатами расходы. Однако устанавливается необоснованная обязанность по выплате депутатам ежемесячной денежной суммы, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств.

Такое правовое регулирование не согласуется со статусом депутата, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, который вправе иметь другую постоянную работу.

Нелишним будет вспомнить и историю вопроса. На начальном этапе деятельности депутатов как регионального, так и муниципального уровня такой гарантии не было. Депутаты первых созывов областного Собрания и муниципальных представительных органов избирались, не имея такой гарантии.

Когда введение такой гарантии стало обсуждаться для депутатов областного Собрания, то объяснение было одним — это необходимо для работы депутатов с избирателями: приобретение цветов, подарков, оплата помещений, транспорта и т.д. Использование в личных целях как своего вознаграждения не предполагалось.

До 2008 года в областных законах для муниципальных депутатов такой гарантии не было. После введения такой гарантии у депутатов областного Собрания она была введена и для муниципальных депутатов. При этом правительство области предложило включить такую гарантию в областной закон.

Сейчас эта гарантия не обязательная. Eё устанавливает сам представительный орган, а также устанавливает размеры и условия предоставления. Она есть не во всех муниципальных представительных органах в области. На поселенческом уровне её, как правило, нет.

— Приводить в соответствие или изменять нужно решения представительных органов муниципалитетов, которые предусматривают выплату депутатам денежной компенсации без представления отчётных документов. Eсли этого не делать — то нас ждут судебные споры по гарантиям депутатов, -отмечает Игорь Андреечев. — Должен сказать, что ряд представительных органов уже принял соответствующие решения, не дожидаясь внесения изменений в областной закон.

Так, Собрание депутатов Вельского района с начала 2020 года уже применяет новый порядок. Собрание депутатов Холмогорского района в декабре 2019 года отменило прежний порядок, сейчас ими разработан новый.

Большой неожиданностью для муниципальных парламентариев внесение законопроекта в областное Собрание не стало. Обсуждается этот документ с ноября прошлого года -именно тогда он был направлен в представительные органы. В декабре 2019 года рассмотрен на заседании Координационного совета представительных органов муниципальных образований. Вновь к этому вопросу Координационный совет вернулся в феврале 2020 года.

— По сути, предложенный законопроект приводит в порядок правила использования бюджетных средств, которые изначально и предполагалось использовать для депутатской деятельности. Теперь нужно представить оправдательные документы под те цели, которые определит сам представительный орган. Иные гарантии этим законопроектом не затрагиваются. Бояться новой системы может лишь депутат, который использовал эти средства на личные цели, — подчёркивает Игорь Андреечев.