28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Подюга и подюжане. Главы из книги

12 октября 2016

Ушедший 2015-й, Год литературы в России, останется в памяти появлением в свет трех книг местного краеведа, члена Союза журналистов России Сергея Конина, изданных в издательском доме «Коношский курьер». Это значимое историческое событие в жизни Коношского района — не случайно редакция газеты, подводя итоги районных событийных новостей, признала Сергея Николаевича писателем года.

В ноябре поступил в издательство четвёртый том серии «Живая вода»

— «Дай воды напиться, Подюга-река». В данный момент книга свёрстана, идёт корректорская и редакторская работа.

Перед выходом в свет будущей книги о Подюге мы обратились к автору с вопросом: о чём конкретно книга? Интересна ли она будет читателям?

Сергей Николаевич, задумавшись, ответил:

— А почему бы ей не быть интересной для многих, не только жителей Подюги? К примеру, старожилы помнят, как в войну отправляли отовсюду, даже из других районов, в Подюгу на оборонные работы. Заготовка леса и погрузка его в вагоны, особенно дров для паровозов и отопления промпредприятий, считались делом первостепенной важности. Разумеется, сами подюжане были в этом деле впереди. Трудовой подвиг Подюги, как и боевой, стал достойным вкладом в Победу, этой теме посвящено немало страниц.

Яркой особенностью Подюги является патриотизм подюжан. Коротко, но с душевным подъёмом высказался москвич Сергей Маурин, инженер-универсал и бывший подюжский рабочий, о поколении отцов-фронтовиков и своём поколении:

«…Эти люди построили сами себе дома, устроили личную жизнь, наладили производство и общественную жизнь в Подюге, сделали поселок процветающим на много десятилетий. Они не предались плотским утехам, не обогащались за счет других, они трудились во благо страны, которую отстояли в самой жестокой войне…

В конце шестидесятых годов прошлого века не было в посёлке телевизоров, телефонов, личных автомобилей и многих других благ теперешней цивилизации, но была бурная жизнь: любовь и ненависть, учеба и работа, встречи и расставания. Молодёжь танцевала под музыку с виниловых пластинок и катушечных магнитофонов, гордилась за свою страну, тянулась ко всему передовому и современному, что творилось в мире. Советские подводные лодки проходили кругосветку, не поднимаясь над водой, космические корабли бороздили просторы Вселенной, поднимались плотины гидроэлектростанций, и под крылом самолёта пело зелёное море тайги…»

Издание любой книги — удовольствие не из дешёвых. Взялись за финансовые вопросы инициаторы-подюжанки Елена Зайкова и Людмила Ермолинская. Собрана большая часть средств. Инициаторы обращаются ко всем, кому интересна эта книга, внести свой посильный вклад на издание сборника. Деньги можно перечислить на расчетный счёт № 42307.810.6.04185011127/48 Сбербанк России АО 4065/0082 Арх. обл. п. Коноша.

Предлагаем вниманию читателей главы из книги Сергея Конина «Дай воды напиться, Подюга-река».

Колдовское озеро

Загадок и преданий для любознательных в этой вотчине много. Одно из преданий — о колдовском озере:

Озеро небольшое, но глубокое, с обрывистыми берегами. Видимо, провал в земле. Рассказывали: как-то медведь загнал лося в озеро, тот переплыл, а на другой берег выбраться не мог — такой крутой обрыв. Так и утонул. Вода в том озере не то чтобы кажется чёрной, а на самом деле чёрная, видимо, насыщена какими-то мельчайшими непрозрачными тёмными частицами. Руку опустишь в воду — руки не видать. И эти частицы настолько плотной массой держатся на плаву, что у пришлых рыболовов создавалась иллюзия: озеро — совсем мелкое.

В 20-е годы, когда прокладывалась Вельская железнодорожная ветка, при возведении трассы велись взрывные работы. Да и в последующие десятилетия интенсивного сплава по подюжским рекам заторы устраняли взрывчаткой. В общем, в ней недостатка не было, и вот залётные мужики забросили в озеро аммонал. Рвануло чуть ли не у самой поверхности воды, обдав незадачливых рыболовов тиной. Такое мелкое озеро? Им советуют: возьмите камень увесистее, тогда и увидите, мелкое ли. Те нашли тяжёлый, привязали, подожгли, закинули… Кажется, вечность прошла, пока наконец, словно из недр земли, поднялся столб чёрной воды. На поверхности оказались три огромных налима. Возможно, у озера имелось двойное дно, одно на плаву, с «окнами», куда после дождя подплывает крупная рыба.

Суеверные говорили, что в этом озере черти водятся. Или водяные. И в подтверждение приводили такие случаи.

Когда строили ветку, строителям не хватало продовольствия, и кто-то придумал наловить в Чёрном озере рыбы побольше на продажу строителям. Наловил и продал. После чего рыба перестала ловиться. Старики по такому случаю объявили: водяные ли, черти ли, но они, как подлинные хозяева озера, впредь воспрещают наживаться на дарах озера. То есть ловить для себя -рыба будет, а ловить для наживы — рыбы не видать…

Один старик после рыбалки помыл и поставил свои сети на колья сушить, а утром смотрит — сети вываляны в тине. Тогда он дал нечистой силе такую команду: «Загадили мне сети, так сами и вычистите!» И ушёл по своим делам. А когда вернулся — сети разглажены и вычищены…

А сказки, записанные собирателем старины А.Шустиковым в позапрошлом веке в Ширыханове и в Николаевке?

Десант 1919 года

И ещё о загадках Ширыханова, уже нового времени. Вот эпизод из заметки И. Григорьева в районной газете за 1968 год:

«В 1919 году мне было пятнадцать лет. Жил я в деревне Завандышье. Нашу комсомольскую ячейку возглавлял Андрей Григорьев. Были мы тогда обычными деревенскими ребятами.

Помнится, в июле в нашу деревню прибыл отряд Красной Армии. Командиром его был товарищ Алексеев, жизнерадостный, бодрый человек. По его просьбе комсомольцы и несоюзные парни и девчата Завандышья пришли на общее собрание. Он рассказал нам, что в Ширыханове, в деревнях Поповка и Горка, расположилась банда белогвардейцев, и попросил оказать отряду посильную помощь. Проводником отряда был предложен я. Почему? Дело в том, что мой брат Павел был женат в Ширыханове, и я знал там все лесные тропы, мое появление не вызвало бы удивления: пришел к родне.

Волок до Ширыханова мы прошли без задержек и происшествий. Остановились, когда впереди стала видна колокольня. Меня Алексеев отправил на разведку. Мне удалось выяснить, что в Поповке расквартировано около 40 белогвардейцев. Товарищ Алексеев дал приказ всю группу белых во что бы то ни стало ликвидировать. Под прикрытием темноты отряд окружил деревню, и банда была без боя обезоружена. Трофеями стали винтовки, пулеметы и несколько ящиков гранат».

Та давняя заметка неизбежно вызывает вопросы.

Какая банда с пулемётами и ящиками гранат? Несомненно, то был белогвардейский отряд.

Почему же А.Н.Чирков и другие краеведы не упоминали о военной операции по ликвидации десанта? Моя версия такова.

Как и в случае с немецким десантом у Карасова в 1942 году, выжидавшим своего часа в случае наступления гитлеровских войск на Коношском направлении, рейдовый отряд в Ширыханове ждал широкого наступления белых на Вологду -планы такого наступления были. Ждал сигнала для броска на железную дорогу и захвата станции. Внезапность и гранаты вполне могли обеспечить успех. Но наступление не состоялось, и затянувшееся выжидание отряда позволило местным властям сообщить о нём в Коношу или в Фоминс-кую, где имелся телеграф. В пользу версии о десанте говорит и тот факт, что на его ликвидацию был направлен не милицейский наряд, как это делалось против банд, а отряд регулярной армии.

Уже и после той заметки много воды утекло… Но, может, кто-то прояснит ту загадочную историю 1919 года? Подтвердит или опровергнет рассказ И.Григорьева.

Клад старинных монет

А разве не интересно знать, что клады старинных монет находили в нашем районе только в подюжском краю? Эта история — не из разряда преданий, хотя имеет древнее происхождение и тоже загадочна. О ней рассказывали В.А.Корытов и А.С.Шубин.

Анатолий Шубин, в ту пору учащийся Подюжского ПТУ, в 1948 или 1949 году взял от училища трактор, чтобы освободить пустырь от остатков давних дворовых построек, конным плугом тот участок было не распахать. Подготовил плуг на более глубокую вспашку, повёл трактор, и в одном месте лемех скользнул по горшку и выворотил его из земли. В глиняном горшке оказались монеты. Оловянные, овальные, размером с ноготь пальца руки и толщиной не более 2 мм. Монеты легко пробивались гвоздём, их использовали в хозяйстве как шайбы-шляпки на гвозди. Другой пользы от них не видели, ведь это не золотые царские рубли, какие в те времена тоже находили.

Но председатель Ширыхановского сельсовета, когда узнал о находке, отнёсся к ней иначе — объяснил, что клад имеет историческую ценность, и настоятельно советовал отправить монеты пакетом в Архангельский музей. Шубины так и сделали. За клад получили переводом 450 рублей (после денежной реформы 1961 года — 45 рублей).

В.А.Корытов, будучи директором Коношеозерской школы, организовал в 1970 году в школе краеведческий музей. Зная о подюжском кладе в Архангельском музее, побывал там и попросил для своего школьного музея хотя бы горсточку из тех сотен монет, но получил отказ. Музейные работники сослались на исключительную историческую ценность клада: монеты -времени Ивана Грозного…

В районной газете за 1964 год тоже упоминалось о кладе и приводились конкретные сведения: находка сделана в 1950 году, в горшке было четыре килограмма серебряных монет периода 1527 — 1610 гг.

Так оловянные или серебряные? В Хмелевом народ не такой уж дремучий, серебряные колечки у бабушек имелись, были и кузнечных дел мастера, ковавшие некогда такие колечки, и бывалые сельчане могли отличить серебро от олова. К тому же 45 рублей — явно не та цена, какая полагалась нашедшему клад из драгметалла. Да и в музее Корытову отказали, упирая именно на историческую ценность монет. Может, и впрямь серебряные, но из другого клада, о котором я видел в 60-х годах упоминание в отчётной записи в райисполкоме. О том кладе никто ничего не рассказывал.

(Продолжение следует.)