Автор:
Татьяна Татьяничева
Во второй день фестиваля, который целиком проходил в деревне Норинской, желающие могли посетить музейный дом семьи Пашковых
Сюда в 1964 — 1965 годах частенько захаживал Иосиф Бродский, чтобы потолковать с хозяином «за жизнь», к тому же в этом доме находился единственный на всю деревню телефон, по которому ссыльный поэт связывался с родными и друзьями в Ленинграде.
Директор музея Нина Ермолина знакомит экскурсантов с планом деревни Норинской 1960-х годов.
Выставка одного стихотворения.
Каким видел Бродский этот дом? Спустя полвека сотрудники районного краеведческого музея постарались создать инсталляцию на тему характерного для середины XX века дома сельского труженика. Экскурсия началась с «моста» (холодный коридор), соединяющего жилую и хозяйственную части постройки. На стене висит план деревни Норинской, какой она была в период пребывания здесь Бродского. Многие здания ныне не сохранились, и узнать о том, что они были, можно только из рассказа экскурсовода. Затем мы спустились на первый уровень — в хлев, в котором содержались домашние животные. Записанные голоса его обитателей: мычанье коров, блеянье овец, кудахтанье кур и зычный крик петуха — создавали атмосферу сельского подворья. Поднявшись на поветь, которая располагалась над хлевом, экскурсанты могли увидеть предметы крестьянского быта: столярные и плотничьи инструменты (о назначении некоторых без подсказки очень трудно догадаться), точило для заточки топоров, приспособления для обработки льна, полный душистого сена сеновал и многое другое.
Галина Михеева, внучка Пашковых, за ткацким станком.
Деревенская утварь.
Неожиданной нотой, романтичной и тонкой, стала выставка одного стихотворения, решенная при помощи театра теней. Песня «Зимний вечер на сеновале» на стихи Иосифа Бродского о мотыльке, выжившем зимой на сеновале, прозвучавшая в исполнении Олега Митяева, украсила экскурсию, запомнилась гостям музейного дома. Образ трепетного мотылька, вьющегося вокруг лампы, Бродский сохранил навсегда, поместив его в свое замечательное стихотворение.
После прохладных хозяйственных помещений в жилой половине мы окунулись в теплую живую атмосферу, которую создает огромная русская печка — сердце любого деревенского дома. Здесь услышали рассказ о хозяевах дома, посмотрели предметы, которыми они когда-то пользовались.
Таким или примерно таким видел этот дом живший неподалеку Бродский.