28 августа 2020  года

№ 67 (11706)

Поиск
Вход
Коношская районная
общественно-политическая газета

Из Краматорска в Подюгу. Чтобы выжить

09 февраля 2019

Автор:

Нина Каликина.

 

Война прописалась у всех: у одних — в жизни, у других — в эфире. Уже более двух месяцев на всех каналах Центрального телевидения новости начинаются с горячей темы — событий на юго-востоке Украины, где идет самая настоящая война. Бесчеловечная война власти со своим народом.

Горячие точки на карте: Одесса, Мариуполь, Луганск, Донецк, Славянск… Идут уличные бои, воют сирены, на подступах к городам, в том числе и к Славянску, сосредоточивается мощная группировка. С танками, пушками, самоходными орудиями, системами залпового огня «Град», несколько выстрелов которой могут смести город с лица земли.

В двенадцати километрах от Славянска расположен Краматорск. Там тоже нависла серьезная опасность, осажденный город находится под обстрелом национальной гвардии. Каково это -жить в эпицентре войны? Каково это — жить, ежесекундно ожидая артиллерийской канонады и воя снарядов, летящих на твой или соседний дом? Просыпаться в подвале, своеобразном убежище, каждое утро отнюдь не под соловьиное пение, а под взрывы мин, не зная, что обрушится на тебя и твою семью через несколько часов. Каково это — каждый день выходить на улицу, с которой ушел закон? Не осталось места, где можно было бы чувствовать себя в безопасности. Чтобы выжить, горожане покидают обжитые годами благодатные места. Большинство беженцев, а это в основном старики, женщины и дети, как сообщают средства массовой информации, принимает Ростовская область. Другие, у кого есть родственники в России, едут к ним. Как, к примеру, большая семья бывшей подюжанки, нынче пенсионерки Людмилы Васильевны Савустяненко. В свое время она окончила училище, получив специальность штукатура-маляра. Мать увезла ее на Украину, где устроилась дворником, чтобы получить скорее квартиру, а дочка работала на стройках. Да там, на украинской земле, обе и осели.

Так, две недели назад у Ширяевских — Светланы Васильевны и Ивана Васильевича, проживающих в поселке Новый в МО «Подюжское», прибавилось семейство, теперь вместе с ними живут сын Людмилы Васильевны Иван (Ширяевским он приходится племянником) с женой Анной, детьми — 4-годовалым Ваней и 11-летней Евой, и Игорем — братом Анны. Саму Людмилу Васильевну вместе с дочкой, старшей сестрой Ивана — Ингой, и внучкой — 8-летней Машей определили временно на постой к дочери Ширяевских Марии Шапошник — в Подюгу, где Мария Ивановна работает директором музыкальной школы.

Отыскать дом Ширяевских в Новом нам помогла одна из местных жительниц. Узнав о цели нашего приезда, она рассказала, что в поселке есть и другие семьи, родственники которых живут на Украине. И как знать, возможно, и им придется принимать своих родных.

Рассказ ребят о сегодняшней жизни в Краматорске, которая сейчас им кажется страшным сном, был недолгим — они торопились в Коношскую районную больницу, чтобы пройти медицинский осмотр (документ, в числе других, нужен для оформления гражданства, а временный вид на жительство они уже оформили, съездив в Архангельск). Разбомбленные автошкола, аэродром, находящийся в черте города. На полях за городом тела погибших. Много раненых среди местного населения, просто находившегося на улицах, у своих домов — среди них были и знакомые ребят. Вместо будильника по утрам — звуки рвущихся снарядов, бомбежки. Решение всех членов семьи было однозначным — ехать в Россию. Собрались буквально за два дня, оставив благоустроенные квартиры, все теплые вещи, мебель, бытовую технику и взяв с собой только документы, дорожную и еще две небольшие сумки. Не до вещей — главное, остаться в живых. Ехали до границы с Россией прямым рейсом Краматорск — Москва через семь блокпостов. На каждом из них автобусы останавливали мужчины с автоматами в руках, просили предъявить документы, что тоже не могло не вызывать у пассажиров ощущения тревоги: а что у них на уме?..

Поинтересовалась у ребят: если представится возможность, вернётесь домой? Иван ответил неопределенно. Игорь был более категоричен:

— Никогда! При нынешней украинской власти, которая считает нас быдлом, нет смысла, у нас слишком разные мировоззрения. Краматорск — город областного значения с населением более полутора тысяч человек, является важнейшим центром тяжелого машиностроения, прежде всего, металлургической, горно-рудной, транспортной промышленности — до сегодняшней поры у нас функционировало пять заводов, на которых трудились жители. Работящими можно назвать всех, кто трудился и в других сферах. Они давали 12,5 процента дохода в бюджет страны, тогда как западный сектор, та же Львовская область -немногим более трех процентов. Многим после начавшейся войны перестали платить заработную плату, пенсионерам — пенсии. Когда мы звонили по «горячей линии» в Киев, интересуясь в чем причина, нам ответили: «Нет такого города Краматорска на Украине».

Этой семье, как и многим, многим другим украинским семьям, предстоит начать жизнь сначала. И главное сейчас для них — это устроиться с жильем, найти работу и начать зарабатывать деньги. Профессии тракториста, повара, медицинского работника, педагога, надеемся, будут востребованы нашим районом.